Новое в педагогике » Целенаправленное развитие творческого потенциала младшего школьника » Одаренность как проблема

Одаренность как проблема

Страница 1

В психологической литературе одаренность трактуется как система способностей (рис. 3).

Система способностей

Рис. 3. Система способностей.

Из рис. 3, видно, что высший уровень способностей (гениальность) складывается из общих (общая одаренность) и специальных (талант) способностей. На рис. 4 показана последовательность развития способностей.

1 уровень – базовый – задатки. Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Далее на схеме-конусе представлены общие способности, специальные, групповые и профессиональные способности. Таким образом, "конус профессиональных способностей" формируется по направлению снизу вверх.

12329561821964072

Рис. 4. Структура способностей.

Все исследователи говорят о развитии одаренности. Тем самым признают ее уровневую структуру. По Лазурскому, это "психические уровни" – высший, средний и низший – являются количественными ступенями одаренности, имеющие качественные различия. Всю логику развития одаренности через способности можно представит следующей схемой.

По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. Они формируются в деятельности, а становление их происходит при определенных социальных условиях и активности личности.

Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна: Одаренность– это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.

Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Рис. 5. Иерархия способностей.

Гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

Известен тренинг "Творчество и Гениальность", который создан на основе работ американский авторов – Роберта Дилтса, Джудит Делозье и Джона Гриндера. Р. Дилтс применил принципы моделирования в результате изучения стратегии хорошо известных гениев, включая Эйнштейна, Моцарта, Зигмунда Фрейда, Леонардо Да Винчи, Уолта Диснея, Николы Тесла, Аристотеля, Артура Конан Дойля применил принципы моделирования. Его работа была дополнена Делозье и Гриндером. В результате было выделено около 20 "свойств" – навыков и стратегий гениальных людей.

Таким образом, гениальность, с точки зрения современных исследователей, – это совокупность мыслительных и поведенческих стратегий и навыков, тесно переплетенных между собой. Считается, что данным навыкам можно обучиться.

Как видим, задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, а между одними и другими лежит весь путь становления личности:

задатки – одаренность – способности

Стремление авторов большинства современных концептуальных моделей одаренности, к созданию относительно простых, логически ясных схем подчас приводит к схематизированному, упрощенному представлению об этом сложном психическом явлении. Поэтому стоит обратиться сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее – концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу); творчества [52]. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Общая характеристика развития координации движений у старших дошкольников
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движ ...

Тренажер, включающий объективную модель, основанную на уравнениях баланса с коэффициентами, полученными из конструктивных данных
Технология Т3П делает следующие важные шаги по сравнению с Т2П: – вычисления расходов тепла, воды и пара во всех режимах работы моделируемого оборудования производятся на основе точных формул, аппроксимация не применяется; – теплоемкости и внутренние объемы всех элементов энергоблока правильно учит ...

Работа с изобразительно – выразительными средствами языка
Необходимо отметить, что изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпите ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru