В психологической литературе одаренность трактуется как система способностей (рис. 3).
Рис. 3. Система способностей.
Из рис. 3, видно, что высший уровень способностей (гениальность) складывается из общих (общая одаренность) и специальных (талант) способностей. На рис. 4 показана последовательность развития способностей.
1 уровень – базовый – задатки. Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Далее на схеме-конусе представлены общие способности, специальные, групповые и профессиональные способности. Таким образом, "конус профессиональных способностей" формируется по направлению снизу вверх.
Рис. 4. Структура способностей.
Все исследователи говорят о развитии одаренности. Тем самым признают ее уровневую структуру. По Лазурскому, это "психические уровни" – высший, средний и низший – являются количественными ступенями одаренности, имеющие качественные различия. Всю логику развития одаренности через способности можно представит следующей схемой.
По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. Они формируются в деятельности, а становление их происходит при определенных социальных условиях и активности личности.
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна: Одаренность– это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.
Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Рис. 5. Иерархия способностей.
Гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
Известен тренинг "Творчество и Гениальность", который создан на основе работ американский авторов – Роберта Дилтса, Джудит Делозье и Джона Гриндера. Р. Дилтс применил принципы моделирования в результате изучения стратегии хорошо известных гениев, включая Эйнштейна, Моцарта, Зигмунда Фрейда, Леонардо Да Винчи, Уолта Диснея, Николы Тесла, Аристотеля, Артура Конан Дойля применил принципы моделирования. Его работа была дополнена Делозье и Гриндером. В результате было выделено около 20 "свойств" – навыков и стратегий гениальных людей.
Таким образом, гениальность, с точки зрения современных исследователей, – это совокупность мыслительных и поведенческих стратегий и навыков, тесно переплетенных между собой. Считается, что данным навыкам можно обучиться.
Как видим, задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, а между одними и другими лежит весь путь становления личности:
задатки – одаренность – способности
Стремление авторов большинства современных концептуальных моделей одаренности, к созданию относительно простых, логически ясных схем подчас приводит к схематизированному, упрощенному представлению об этом сложном психическом явлении. Поэтому стоит обратиться сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее – концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.
Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу); творчества [52]. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.
Смотрите также::
Виды контроля на разных этапах обучения
На ряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на её видах, таких, как: · текущий учет; · тематическая проверка; · итоговый контроль. Текущий учет - основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить возможные пробелы в знаниях и наметить пути ...
Дидактические основы использования технических средств обучения и
воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...
Особенности воображения как психического процесса
По утверждению Белая А.Я., воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней разли ...