Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении » Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей

Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей

Страница 3

Умение пользоваться неречевыми средствами общения отрабатывалось во время проведения игр – инсценировок.

Вначале удалось заинтересовать детей письмом от старика Годовика. Затем была показана сказка «Лиса и муравей» (киргизская сказка). Затем детям было предложено изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали интересно, эмоционально. Многие реплики из сказки были пропущены, но взамен них дети придумывали сами.

Кроме вышеперечисленных методов и приемов во время обучения навыкам связной речи проводились индивидуальные и коллективные разговоры. Например, однажды дети нарвали веточек и поставили в вазу. Вечером, уходя, домой, Дима подошел к букету, посмотрел на него, очень удивился и позвал других детей: «Смотрите, смотрите, почки набухли!» «Это они отогрелись», — сказала Настя. «Нет, они завяли», — сказала другая девочка. Так возник непреднамеренный разговор, который закончился составлением творческого рассказа. Таким образом, стоило кому-то начать разговор, тут же дети домысливали и заканчивали начатую мысль.

Самое удобное время для коллективных разговоров была прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходили вечерние и утренние часы. Для разговоров с детьми использовались все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, есть возможность поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Также индивидуально были проведены беседы для тех детей, у которых низкий уровень развития диалогической речи. Эти дети малообщительны, очень трудно вступают в разговор с взрослыми. Например, Кирилл С., у него заикание, поэтому ребенок молчалив, затрудняется в общении с другими детьми и с взрослыми. Для этого были использованы игры, направленные на побуждение детей вступать в разговор с взрослыми. Игры «Подари улыбку», «Доброе сердце». Содействовали развитию доброжелательности внимательному отношению друг к другу. Чтобы дети чувствовали себя уверено, смело, в начале разговора им давался «волшебным микрофон» и дети становились телеведущими.

Кроме того, в ходе обучения использовались упражнения на развитие диалогической речи в ходе игр, разнообразных игр-драматизаций по художественным произведениям и беседы по ним, инсценировок импровизационного характера. Формированию положительных речевых взаимодействий способствовали игровые тренинги, психогимнастика.

Для обучения детей способами общения в игре применялись беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имели словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2-3 человека). В этих играх познавательные задачи задавались на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), где правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждали слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

В ходе формирующего эксперимента старались чаще выводить детей на экскурсии, в общественные места для практического применения своих знаний и умений.

Кроме того, была проведена разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях, выступлениях на родительском собрании старались убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают воспитатели в детском саду, следить, чтобы ребёнок, разговаривая, вёл себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах. Общаясь, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

Педагогические функции хореографического коллектива
На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличив ...

Вопросы методики преподавания правовых дисциплин
С учетом современных требований, предъявляемых к подготовке специалистов юридического профиля, а также определенного отставания учебников и учебных пособий в связи с быстро меняющимся законодательством и криминальной обстановкой в стране значительно повышается роль практических занятий, самостоятел ...

Особенности организации художественного творческого коллектива
Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский. Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Х ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru