Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Культура самообразования и самовоспитания учителей

Культура самообразования и самовоспитания учителей

Страница 1

Одним из условий совершенствования культуры будущего учителя является самообразование и самовоспитание, так как это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, моральных, особенностей психических процессов - эмоциональность, живость воображения), и протекает оно более продуктивно, если студент уже накопил определённый опыт самовоспитания в вузе.

Формирование педагогической культуры будет проходить успешно в том случае, если у учителя будет выработана готовность жить по законам культуры. Эта готовность обусловлена наличием личностных качеств педагога. Они характеризуются нравственной чистотой и педагогической этикой, тактом учителя. Нравственные качества личности приобретают особую силу при гармоничном единении с интеллигентностью. А подлинная интеллигентность преподавателя ярче всего проявляется в том, что он стоит выше личностных амбиций и пристрастий, он способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Весьма актуальны сейчас слова Н.А.Бердяева о том, что у нас " . окончательно потерялось сознание ценности человеческой жизни, и неуважение к личности достигает размеров чудовищных. Бог давно умер в душе, нигилистический яд всасывался капля за каплей, сверху и снизу . Обоготворением голой человеческой воли, освобождённой от всякой святыни, никаких ценностей создать нельзя" . Учитель без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры, поэтому сформировать личностные качества учителя - одна из главных задач современного вуза.

Нравственные качества личности учителя неотделимы от чувства общественного долга и его социальной ответственности.

"Внутренняя социальная и нравственно-психологическая перестройка учительства - дело необычной сложности и ответственности. Его успех может быть обеспечен прежде всего изменением морального климата общества в целом, глубокой демократизацией управления системой образования .". Социальная ответственность учителя является ведущим критерием формирования его педагогической культуры и характеризуется овладением социального опыта, накопленным человечеством, стремлением к культурному преобразованию действительности, использованием различных форм сотрудничества с обществом и его институтами, наличием внутренней ответственности личности учителя перед обществом, которая предполагает как "ответственность личности за своё поведение и деятельность, так и за то, что происходит вокруг".

Критерии сформированности педагогической культуры учителя и их профессионально-значимые знания и умения, творческая активность в педагогической деятельности, основы умений осуществлять самовоспитание и самообразование, личностные качества учителя:

- Усвоение методологической основы педагогической деятельности.

- Поиск студентом лучших методов педагогической деятельности.

- Стремление студента к расширению, углублению своих знаний.

- Стремление студента к постоянному моральному самосовершенствованию.

- Глубокое знание теории преподаваемого предмета.

- Деятельность студента отличается неординарностью, оригинальностью, свежестью.

- Осознание своих недостатков, критически к ним относится.

- Формирование нравственных императивов личности: добра, совести, люб к ближнему.

- Наличие методических навыков.

- Постоянный поиск нового в известном, стремление во всех видах педагогической деятельности достичь нового.

- Умение поставить разумные цели и задачи по собственному самосовершенствованию.

- Соединение высокого профессионализма и подлинной и ннтеллигентнсти.

- Владение педагогической технологией.

- Способность студента к педагогической импровизации, моделирование.

- Самоконтроль в процессе самовоспитания.

- Гуманизм, "восхождение к личности ребёнка".

Таким образом, мы получили ряд критериев и их проявлений в педагогической деятельности будущих учителей, по которым можно судить об уровне сформированности их педагогической культуры. Следуя логике, данные критерии должны соответствовать уровню высококультурного, нравственного человека. К сожалению, это не всегда так. По выбранным критериям не представляется возможным оценить отношение личности учителя к педагогической деятельности, а также степень сформированности педагогических потребностей и интересов. Не исключена ситуация, когда учитель, владея большой теоретической базой и дидактическим потенциалом, внешне проявляя педагогическую тактичность, делает это скорее по обязанности, а не по потребности. Потребность жить по законам культуры, потребность в творческом самосовершенствовании появляется тогда и при таком условии, когда у учителя будет сформирована потребность знать и разбираться в сложных процессах и явлениях культуры, знать и понимать что есть культурные ценности образования .

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи детям в общении с другими людьми, обучения произвольному и эффективному использованию всех имеющихся в русском языке выразительных средств устной речи. Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптиров ...

Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача&q ...

Организация индивидуальной коррекционной помощи ребенку с «Ранним детским аутизмом»
Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru