Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Культура самообразования и самовоспитания учителей

Культура самообразования и самовоспитания учителей

Страница 1

Одним из условий совершенствования культуры будущего учителя является самообразование и самовоспитание, так как это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, моральных, особенностей психических процессов - эмоциональность, живость воображения), и протекает оно более продуктивно, если студент уже накопил определённый опыт самовоспитания в вузе.

Формирование педагогической культуры будет проходить успешно в том случае, если у учителя будет выработана готовность жить по законам культуры. Эта готовность обусловлена наличием личностных качеств педагога. Они характеризуются нравственной чистотой и педагогической этикой, тактом учителя. Нравственные качества личности приобретают особую силу при гармоничном единении с интеллигентностью. А подлинная интеллигентность преподавателя ярче всего проявляется в том, что он стоит выше личностных амбиций и пристрастий, он способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Весьма актуальны сейчас слова Н.А.Бердяева о том, что у нас " . окончательно потерялось сознание ценности человеческой жизни, и неуважение к личности достигает размеров чудовищных. Бог давно умер в душе, нигилистический яд всасывался капля за каплей, сверху и снизу . Обоготворением голой человеческой воли, освобождённой от всякой святыни, никаких ценностей создать нельзя" . Учитель без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры, поэтому сформировать личностные качества учителя - одна из главных задач современного вуза.

Нравственные качества личности учителя неотделимы от чувства общественного долга и его социальной ответственности.

"Внутренняя социальная и нравственно-психологическая перестройка учительства - дело необычной сложности и ответственности. Его успех может быть обеспечен прежде всего изменением морального климата общества в целом, глубокой демократизацией управления системой образования .". Социальная ответственность учителя является ведущим критерием формирования его педагогической культуры и характеризуется овладением социального опыта, накопленным человечеством, стремлением к культурному преобразованию действительности, использованием различных форм сотрудничества с обществом и его институтами, наличием внутренней ответственности личности учителя перед обществом, которая предполагает как "ответственность личности за своё поведение и деятельность, так и за то, что происходит вокруг".

Критерии сформированности педагогической культуры учителя и их профессионально-значимые знания и умения, творческая активность в педагогической деятельности, основы умений осуществлять самовоспитание и самообразование, личностные качества учителя:

- Усвоение методологической основы педагогической деятельности.

- Поиск студентом лучших методов педагогической деятельности.

- Стремление студента к расширению, углублению своих знаний.

- Стремление студента к постоянному моральному самосовершенствованию.

- Глубокое знание теории преподаваемого предмета.

- Деятельность студента отличается неординарностью, оригинальностью, свежестью.

- Осознание своих недостатков, критически к ним относится.

- Формирование нравственных императивов личности: добра, совести, люб к ближнему.

- Наличие методических навыков.

- Постоянный поиск нового в известном, стремление во всех видах педагогической деятельности достичь нового.

- Умение поставить разумные цели и задачи по собственному самосовершенствованию.

- Соединение высокого профессионализма и подлинной и ннтеллигентнсти.

- Владение педагогической технологией.

- Способность студента к педагогической импровизации, моделирование.

- Самоконтроль в процессе самовоспитания.

- Гуманизм, "восхождение к личности ребёнка".

Таким образом, мы получили ряд критериев и их проявлений в педагогической деятельности будущих учителей, по которым можно судить об уровне сформированности их педагогической культуры. Следуя логике, данные критерии должны соответствовать уровню высококультурного, нравственного человека. К сожалению, это не всегда так. По выбранным критериям не представляется возможным оценить отношение личности учителя к педагогической деятельности, а также степень сформированности педагогических потребностей и интересов. Не исключена ситуация, когда учитель, владея большой теоретической базой и дидактическим потенциалом, внешне проявляя педагогическую тактичность, делает это скорее по обязанности, а не по потребности. Потребность жить по законам культуры, потребность в творческом самосовершенствовании появляется тогда и при таком условии, когда у учителя будет сформирована потребность знать и разбираться в сложных процессах и явлениях культуры, знать и понимать что есть культурные ценности образования .

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Социально-психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений
Цель: взаимодействие детей и взрослых, направленное на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой; 1. Использование потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающи ...

Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юнош ...

Требования к современному уроку географии
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Урок нельзя рассматривать только как форму пере ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edumask.ru