Одним из условий совершенствования культуры будущего учителя является самообразование и самовоспитание, так как это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, моральных, особенностей психических процессов - эмоциональность, живость воображения), и протекает оно более продуктивно, если студент уже накопил определённый опыт самовоспитания в вузе.
Формирование педагогической культуры будет проходить успешно в том случае, если у учителя будет выработана готовность жить по законам культуры. Эта готовность обусловлена наличием личностных качеств педагога. Они характеризуются нравственной чистотой и педагогической этикой, тактом учителя. Нравственные качества личности приобретают особую силу при гармоничном единении с интеллигентностью. А подлинная интеллигентность преподавателя ярче всего проявляется в том, что он стоит выше личностных амбиций и пристрастий, он способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Весьма актуальны сейчас слова Н.А.Бердяева о том, что у нас " . окончательно потерялось сознание ценности человеческой жизни, и неуважение к личности достигает размеров чудовищных. Бог давно умер в душе, нигилистический яд всасывался капля за каплей, сверху и снизу . Обоготворением голой человеческой воли, освобождённой от всякой святыни, никаких ценностей создать нельзя" . Учитель без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры, поэтому сформировать личностные качества учителя - одна из главных задач современного вуза.
Нравственные качества личности учителя неотделимы от чувства общественного долга и его социальной ответственности.
"Внутренняя социальная и нравственно-психологическая перестройка учительства - дело необычной сложности и ответственности. Его успех может быть обеспечен прежде всего изменением морального климата общества в целом, глубокой демократизацией управления системой образования .". Социальная ответственность учителя является ведущим критерием формирования его педагогической культуры и характеризуется овладением социального опыта, накопленным человечеством, стремлением к культурному преобразованию действительности, использованием различных форм сотрудничества с обществом и его институтами, наличием внутренней ответственности личности учителя перед обществом, которая предполагает как "ответственность личности за своё поведение и деятельность, так и за то, что происходит вокруг".
Критерии сформированности педагогической культуры учителя и их профессионально-значимые знания и умения, творческая активность в педагогической деятельности, основы умений осуществлять самовоспитание и самообразование, личностные качества учителя:
- Усвоение методологической основы педагогической деятельности.
- Поиск студентом лучших методов педагогической деятельности.
- Стремление студента к расширению, углублению своих знаний.
- Стремление студента к постоянному моральному самосовершенствованию.
- Глубокое знание теории преподаваемого предмета.
- Деятельность студента отличается неординарностью, оригинальностью, свежестью.
- Осознание своих недостатков, критически к ним относится.
- Формирование нравственных императивов личности: добра, совести, люб к ближнему.
- Наличие методических навыков.
- Постоянный поиск нового в известном, стремление во всех видах педагогической деятельности достичь нового.
- Умение поставить разумные цели и задачи по собственному самосовершенствованию.
- Соединение высокого профессионализма и подлинной и ннтеллигентнсти.
- Владение педагогической технологией.
- Способность студента к педагогической импровизации, моделирование.
- Самоконтроль в процессе самовоспитания.
- Гуманизм, "восхождение к личности ребёнка".
Таким образом, мы получили ряд критериев и их проявлений в педагогической деятельности будущих учителей, по которым можно судить об уровне сформированности их педагогической культуры. Следуя логике, данные критерии должны соответствовать уровню высококультурного, нравственного человека. К сожалению, это не всегда так. По выбранным критериям не представляется возможным оценить отношение личности учителя к педагогической деятельности, а также степень сформированности педагогических потребностей и интересов. Не исключена ситуация, когда учитель, владея большой теоретической базой и дидактическим потенциалом, внешне проявляя педагогическую тактичность, делает это скорее по обязанности, а не по потребности. Потребность жить по законам культуры, потребность в творческом самосовершенствовании появляется тогда и при таком условии, когда у учителя будет сформирована потребность знать и разбираться в сложных процессах и явлениях культуры, знать и понимать что есть культурные ценности образования .
Смотрите также::
Виды контроля
Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также сведения о характ ...
Головные уборы
Девушкам разрешалось находиться в обществе с непокрытой головой, в отличие от замужних женщин, для которых это было большим грехом. Истоки подобных традиций, несомненно, уходят своими корнями в очень отдаленное прошлое, к которому восходит и обычай беречь косу, как сосредоточие девичьей чести, силы ...
Классификация видов и форм самостоятельной работы
Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступ ...