Новое в педагогике » Теоретические вопросы подготовки профессионального воспитания будущего учителя » Культура самообразования и самовоспитания учителей

Культура самообразования и самовоспитания учителей

Страница 1

Одним из условий совершенствования культуры будущего учителя является самообразование и самовоспитание, так как это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, моральных, особенностей психических процессов - эмоциональность, живость воображения), и протекает оно более продуктивно, если студент уже накопил определённый опыт самовоспитания в вузе.

Формирование педагогической культуры будет проходить успешно в том случае, если у учителя будет выработана готовность жить по законам культуры. Эта готовность обусловлена наличием личностных качеств педагога. Они характеризуются нравственной чистотой и педагогической этикой, тактом учителя. Нравственные качества личности приобретают особую силу при гармоничном единении с интеллигентностью. А подлинная интеллигентность преподавателя ярче всего проявляется в том, что он стоит выше личностных амбиций и пристрастий, он способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Весьма актуальны сейчас слова Н.А.Бердяева о том, что у нас " . окончательно потерялось сознание ценности человеческой жизни, и неуважение к личности достигает размеров чудовищных. Бог давно умер в душе, нигилистический яд всасывался капля за каплей, сверху и снизу . Обоготворением голой человеческой воли, освобождённой от всякой святыни, никаких ценностей создать нельзя" . Учитель без нравственности и идеалов никогда не станет носителем культуры, поэтому сформировать личностные качества учителя - одна из главных задач современного вуза.

Нравственные качества личности учителя неотделимы от чувства общественного долга и его социальной ответственности.

"Внутренняя социальная и нравственно-психологическая перестройка учительства - дело необычной сложности и ответственности. Его успех может быть обеспечен прежде всего изменением морального климата общества в целом, глубокой демократизацией управления системой образования .". Социальная ответственность учителя является ведущим критерием формирования его педагогической культуры и характеризуется овладением социального опыта, накопленным человечеством, стремлением к культурному преобразованию действительности, использованием различных форм сотрудничества с обществом и его институтами, наличием внутренней ответственности личности учителя перед обществом, которая предполагает как "ответственность личности за своё поведение и деятельность, так и за то, что происходит вокруг".

Критерии сформированности педагогической культуры учителя и их профессионально-значимые знания и умения, творческая активность в педагогической деятельности, основы умений осуществлять самовоспитание и самообразование, личностные качества учителя:

- Усвоение методологической основы педагогической деятельности.

- Поиск студентом лучших методов педагогической деятельности.

- Стремление студента к расширению, углублению своих знаний.

- Стремление студента к постоянному моральному самосовершенствованию.

- Глубокое знание теории преподаваемого предмета.

- Деятельность студента отличается неординарностью, оригинальностью, свежестью.

- Осознание своих недостатков, критически к ним относится.

- Формирование нравственных императивов личности: добра, совести, люб к ближнему.

- Наличие методических навыков.

- Постоянный поиск нового в известном, стремление во всех видах педагогической деятельности достичь нового.

- Умение поставить разумные цели и задачи по собственному самосовершенствованию.

- Соединение высокого профессионализма и подлинной и ннтеллигентнсти.

- Владение педагогической технологией.

- Способность студента к педагогической импровизации, моделирование.

- Самоконтроль в процессе самовоспитания.

- Гуманизм, "восхождение к личности ребёнка".

Таким образом, мы получили ряд критериев и их проявлений в педагогической деятельности будущих учителей, по которым можно судить об уровне сформированности их педагогической культуры. Следуя логике, данные критерии должны соответствовать уровню высококультурного, нравственного человека. К сожалению, это не всегда так. По выбранным критериям не представляется возможным оценить отношение личности учителя к педагогической деятельности, а также степень сформированности педагогических потребностей и интересов. Не исключена ситуация, когда учитель, владея большой теоретической базой и дидактическим потенциалом, внешне проявляя педагогическую тактичность, делает это скорее по обязанности, а не по потребности. Потребность жить по законам культуры, потребность в творческом самосовершенствовании появляется тогда и при таком условии, когда у учителя будет сформирована потребность знать и разбираться в сложных процессах и явлениях культуры, знать и понимать что есть культурные ценности образования .

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Просветление оптики
Данная тема у Мякишева иллюстрируется рисунком (82). На нем нет подписей лучей, и только стрелками указан их ход. Поэтому считаю этот рисунок трудным для восприятия. В учебнике Касьянова эта тема представлена рисунком (83). Он понятен, на нем много пояснительных подписей и поэтому он более удачно о ...

Уровни педагогического творчества
Выделяют следующие уровни педагогического творчества: Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других ...

Особенности речевых расстройств у детей с РДА
В.М.Башина и Н.В.Симашкова считает, что в настоящее время ранний детский аутизм рассматривают в круге дизонтогенеза, одним из кардинальных проявлений которого являются нарушения развития речи. L.Kanner (1943) к одному из проявлений синдрома аутизма отнес искаженное развитие речи с только ему присущ ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru