Учебный план курса
№ газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе. Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе. |
18 |
Лекция 2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Цели и задачи учебно-исследовательской работы. Методика поэтапного проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку. |
19 |
Лекция 3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в процессе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского языка. Языковая рефлексия и приемы ее развития. |
20 |
Лекция 4. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку. Принципы выбора темы. Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку. |
21 |
Лекция 5. Работа с научной литературой в ходе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Популярные и справочные издания по лингвистике. Приемы обучения школьников работе с научной и научно-популярной литературой на уроке русского языка и рамках учебно-исследовательской работы. |
22 |
Лекция 6. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работы по русскому языку. Взаимосвязь проблемы и методов исследования. Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования. |
23 |
Лекция 7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление. Работа с текстом: обучение тезисному конспектированию, составлению аннотации, отбор иллюстративного материала для представления работы. |
24 |
Лекция 8. Оценка учебно-исследовательской работы. Самостоятельность, творческая новизна, личная значимость, научный вклад и другие оценки. |
Итоговая работа. |
Познавательная задача
Пример 1
«Название нос получили мыс и передняя часть судна. Есть носик у чайника. Носок – так называем мы теперь короткий чулок. Но еще сохранилось выражение – подняться на носки. Когда-то слово носок означало передний конец обуви или чулка. Как объяснить эти факты?»
Решение (ответ шестиклассницы): «Во всех приведенных примерах слово нос обозначает переднюю или выступающую часть различных предметов. Подняться на носки – это значит встать на переднюю часть ноги, на пальцы. Нос судна – это передняя часть и т. д.»
Рисунок нос
Пути решения выбираются без помощи или подсказки учителя; происходит «открытие» новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, исследовательский метод, воплощенный в познавательных задачах по русскому языку, позволяет привнести в урок (или домашнее задание) самостоятельность, активизировать познавательный процесс.
Чрезвычайно популярен сейчас урок-исследование: то или иное языковое явление (чаще всего несколько), изучение которого предусмотрено программой по русскому языку, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Учитель подбирает материал для наблюдения, планирует определенные этапы работы.
Смотрите также::
Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками
Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования показывают на то, что после 9 л ...
Становление и развитие теоретических знаний в истории православной
педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...
Календарно-тематическое планирование уроков
Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по двухчасовой программе. Специфика практической трудовой деятельности детей младшего школьного возраста такова, что не всегда за 45 минут ...