В саму систему культурных потребностей мы включаем:
1. Потребность в знаниях о культуре, готовность к общению с ней посредством взаимодействия различных культур. 2. Потребность в профессионально-педагогической деятельности, способность к самоопределению в культуре. 3. Потребность в совершенствовании у себя нравственных чувств и моральных качеств.
Из этого следует, что в формировании педагогической культуры в условиях нового педагогического мышления определённая роль отводится и формированию культурных потребностей.
Важно отметить, что только комплексное применение указанных критериев с учётом индивидуальных особенностей личности учителя и учащегося, учётом современных условий развития общества, уровня его общей культуры может дать достоверное представление об уровне сформированности педагогической культуры будущего учителя. Вместе с тем, применение этой системы в практике педагогического вуза является весьма сложной задачей, и достоверность полученных выводов зависит от множества факторов: во-первых, уровень педагогической культуры мы оцениваем при помощи анкет, тестов, наблюдений при проведении различных спецкурсов, цикла педагогических дисциплин, системы воспитательной работы. На самом деле выявить педагогическую культуру возможно только путём длительного "культивирования", формирования личности в условиях высококультурного окружения. Во-вторых, даже продуманная целенаправленная система по формированию педагогической культуры не даст быстрых результатов, так как формирование и возрождение культуры - процесс длительный. В-третьих, формирование личности будущего учителя совершается под воздействием преподавателей вуза и всего общества. Таким образом, очень много значит влияние той социальной среды, в которой живёт данный учитель. Все эти обстоятельства мы учитывали при проведении нашего исследования.
Было бы наивно думать, что развитие педагогической культуры можно достигнуть какими-то ускоренными методами. Нельзя переоценить возможность быстрой перестройки сознания человека. Восстановление педагогической культуры учителя, как важного фактора обновления школы в условиях перестройки, должно осуществляться целостно и всесторонне. Студенты должны стать субъектами педагогической деятельности, то есть, формирование у студентов потребности жить в культуре будущей учительской профессии, педагогического мышления, морально-нравственных качеств невозможно без их активного личного участия. Таким образом, в нашей работе мы выдвигаем предположение о том, что именно при непосредственном участии 35 студентов в процессе самостоятельной деятельности происходи успешное формирование педагогической культуры. Показательным является тот факт, что формирование и совершенствование перечисленных выше качеств у студентов стало для них мощным стимулом, а затем и мотивом собственного поведения и деятельности.
В данном разделе мы рассмотрели роль самовоспитания в профессиональной деятельности будущего учителя, а именно:
- методы и средства самовоспитания будущего учителя;
- культуру самообразования и самовоспитания педагога.
Педагогическая деятельность — одна из сложнейших областей человеческой деятельности и в то же время — одна из наиболее распространенных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя и повышение его педагогического мастерства. В ходе данной работы мы рассмотрели процесс профессионального самовоспитания, в котором выделяються три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Самопознание — процесс сложный и неодномоментный. Оно происходит в условиях взаимодействия с другими людьми: в процессе общения, совместной деятельности, на досуге и т. д. Завершается оно определенным оценочным отношением к качествам своей личности. Что-то в себе рассматривается как хорошее, достойное, а чем-то человек оказывается недоволен. По существу самопознание происходит в процессе самоиспытания, пристрастного отношения к проявлениям своей личности.
Смотрите также::
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...
Методика проведения физкультурных занятий, игр и
физических упражнений на прогулке в старшей группе детского сада
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению дет ...
Анализ учебной литературы для начальной школы
Составителями учебников предусмотрена работа по обогащению, уточнению, активизации словаря. Поэтому, рассматривая работу со словом, невозможно не остановиться на анализе тех пособий, которые являются одним из основных средств развития речи учащихся начальных классов. Как показывает анализ учебников ...