Так как проблемы, созданные человеком в результате интенсивной эксплуатации природы, настоятельно требуют пропаганды экологических знаний среди слоёв населения, и в первую очередь, среди педагогов – носителей культуры.
Итак, главная цель программы «Юный эколог» - воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему природному на основе усвоения систематизированных знаний. Важным содержательным аспектом программы являются знания о взаимоотношении человека с природой. Это элементарные сведения из области экологии человека и природопользования: о человеке как существе, нуждающемся в определённых условиях; о человеке, потребляющем природные ресурсы для своих хозяйственных нужд; о человеке, охраняющем природу и восстанавливающем ресурсы. В то же время, содержание знаний о человеке в программе «Юный эколог» ограничивается лишь сведениями о биоэкологических и социальных потребностях людей и способах их удовлетворения; знания о человеке как живом существе, о единстве его с природой не раскрываются.
С.Н. Николаева разработала методическое пособие «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». В книге предложен вариант технологии формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. Технология построена на организации взаимодействия дошкольников с природой.
В технологии раскрываются принципы взаимодействия человека и природы; даются знания о том, как человек использует природу, окружающую среду, как бережно и гуманно необходимо относиться к живому на Земле. Но в пособии нет знаний о человеке как о живом существе, что уже понятно и необходимо старшим дошкольникам.
С.Н. Николаева предлагает формы работы с семьёй и раскрывает их содержание: родительские собрания, консультации, беседы с родителями. Основным итогом работы по программе является личностное развитие ребёнка, формирование ценностных ориентаций. Автор не определяет специальных задач и содержание в той или иной возрастной группе. Воспитателю и экологу предоставляются большие возможности для творчества.
Программа нацеливает педагога на наблюдение и оценку познавательного интереса детей, эмоциональных реакций, побуждения к деятельности, оценки детьми эстетических качеств объектов. Кроме того, определены формы поведения ребёнка, которые могут служить критерием уровня его «экологической воспитанности».
С.Н. Николаева подчёркивает, что реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зелёной зоны, заинтересованности педколлектива в усвоении и передаче основ экологической культуры, в воспитании экологической грамотности у родителей и в приобщении их к целостной работе с детьми.
Смотрите также::
Теоретические основы развития игры
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что псих ...
Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной
направленности старшеклассников
Выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и др. делает его развитой самостоятельной личностью. Понимание самоопределения обычно происходит в юности, хотя процесс начинается еще в подростковом возрасте и проявляет себя через опробование различных социальны ...
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда
Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения. Известен следующий случай. Учитель начальных классов была увлечена использованием графопроект ...