Новое в педагогике » Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников » Теоретические основы развития игры

Теоретические основы развития игры

Страница 1

Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «шалостью» человека, – собирание своего «я»: Игра мощнейшая сфера «шалости»:самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилетации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине девятнадцатого века появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирогова, позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельности двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые условия, упражнения, действия, т. е. Вводятся варианты игр. Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей предоставляется играющим при соблюдении правил игры.

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижную игру как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развитие у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой.

По утверждению П.Ф. Лесгофта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

Идеи П.Ф. Лесгофта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным)

В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Предъявляя серьезные требования воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу.

Е.А. Аркин отводил значительную роль педагогу. Его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.

В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, А.В. Запарожцем, Н.Н. Поддьяковым, Е.А. Темофеевой, Т.И. Осокиной и др.

На основе анализа научно – методической литературы посвященной игре, можно сделать выводы:

1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Специфика учебного диалога
В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством исторического и культурного развития общества. Именно поэтому теория диалога неразрывно связана с развитием различных сфер общественной жизни. Исследователи указывают на то, что уже ...

Условия выбора метода обучения
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке? Большое значение при выборе метода обучения имеет глубокое понимание учителем целей и задач советской школы. "Цель, — писала Н. К. Крупска ...

Установление начального уровня развития мелкой моторики детей на констатирующем этапе эксперимента
В исследовании принимали участие дети 6 – 7 лет – 12 человек. Все дети были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В каждую группу вошло по 6 детей. Для обследования развития мелкой и общей двигательной моторики испытуемых мы использовали три направления: 1. Проверку кинетического ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru