Новое в педагогике » Методическая работа по повышению профессионального мастерства и уровня экологической грамотности в ДОУ » Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об экологической культуре у детей

Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об экологической культуре у детей

Страница 3

В плане-программе содержатся познавательные и другие задачи для освоения их детьми. Отбор познавательных задач определён, исходя из современных требований: обучение должно иметь развивающий характер, обеспечение максимальной активности в преобладании самостоятельного процесса познания.

Главной частью плана-программы является перечень конкретных упражнений, игр, наблюдений и т.д. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, т.к. дошкольный возраст – это время, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды .

С.Н. Николаева, автор программы «Юный эколог», методического пособия «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и многих других работ, рассматривает в качестве основной задачи экологического воспитания – формирование осознанно-правильного отношения дошкольников к природе. Следует отметить, что автор чётко раскрыла содержание своего понятия «осознанно-правильного отношения».

Под «правильным» понимается такое отношение ребёнка к природным явлениям, которое строится на знании особенностей жизни, развития живых существ, знании зависимостей их существования от факторов внешней среды, знании взаимосвязей внутри природных сообществ. Такое знание в процессе общения ребёнка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций (поведение животных, состояния растений) правильную их оценку и адекватное реагирование. Особенно значимым становится понимание специфики живого организма: наличие у живых существ определенных потребностей и способов их удовлетворения (чем и как питаются, как защищаются от врагов, неблагоприятные воздействия среды и пр.)

Без знаний невозможно выработать у детей правильной формы общения с природой. «Осознанным» можно назвать отношение, достигающее действенно - речевого уровня, когда дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, когда они могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия (на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа) или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

Знание зависимостей жизни живого организма, понимание конкретной ситуации, отмечает С.Н. Николаева, составляют интеллектуальную основу осознанно-правильного отношения ребёнка к природе. На этой основе могут развиваться различные стороны этого отношения в зависимости от направленности личности ребёнка. В этом случае можно говорить о разных аспектах экологического воспитания: умственном (формируется познавательный интерес к природе); нравственно-трудовом (формируются экологические качества: сочувствие, сопереживание, готовность оказать помощь); эстетическом (развивается способность восприятия и переживания красоты проявления живого существа, хорошо развивающегося в полноценных условиях внешней среды).

Осознанно – правильное отношение может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. Важную роль в формировании у дошкольников такого отношения наряду с интеллектуальным играет эмоциональный компонент, который создаёт позитивный фон восприятия природы и обеспечивает действенность знаний.

Решение вопросов экологического воспитания С.Н. Николаева видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы:

1. Формирование начал экологической культуры детей;

2.Развитие экологической культуры у взрослых.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стрем ...

Выявление условий развития познавательного интереса учащихся с отклонениями в поведении
В психолого-педагогической литературе (С.Я. Беличева, И.А. Невский, А.Г. Хрипкова, В.Г. Степанов) наиболее конфликтогенным периодом в возрастной периодизации отмечен подростковый возраст. Так называемый "переходный период" (И.П. Брязгунова, Е.С. Иванов) имеет свои особенности не только со ...

Развитие формального мышления в отрочестве
Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понима ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru