Новое в педагогике » Методическая работа по повышению профессионального мастерства и уровня экологической грамотности в ДОУ » Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об экологической культуре у детей

Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об экологической культуре у детей

Страница 2

Программа «Детство» создавалась как программа обогащённого многогранного развития и воспитания ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности. Всё содержание программы условно объединяется вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Особый акцент сделан на приобщение детей к миру природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам. Определён круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник, и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить в круг своих интересов и деятельности. В программе «Детство» этот раздел, под названием «Ребёнок открывает для себя мир природы», разработали Н.Н. Кондратьева и Л.М. Маневцова. Цель: формирование у детей основ экологически целесообразного отношения к природе.

Для достижения цели по формированию экологической воспитанности и представлений об экологической культуре, Н.Н. Кондратьева и Л.М. Маневцова предлагают следующие задачи:

1.Формирование элементов экологического сознания;

2.Формирование экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде;

3.Формирование нравственно ценного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения;

4.Формирование гуманного экологически целесообразного отношения к природе.

Задачи и объём знаний определены для каждой возрастной группы детей; включают краткую характеристику психологических особенностей детей, содержание представлений о природе (объём и уровень знаний), познавательные и речевые умения, трудовые навыки и умения, отношение к природе, уровни освоения представлений и умений, методические советы.

Содержание представлений о природе раскрывается в соответствии с возрастом и дано в виде блоков:

1.Представления о растениях и животных как о живых организмах, их признаках и свойствах. Знания о хорошем и плохом состоянии организма.

2.Связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Дети узнают, как приспосабливаются организмы в различных средах обитания, об изменениях к средам обитания по временам года.

3.Понятие о существенных признаках всех живых организмов как рост, развитие, размножение.

4.Понятие о сообществах растений и животных и о связи между ними. О роли человека – положительной и отрицательной, о правилах поведения.

В программе экологического образования детей подготовительной к школе группе введены знания о человеке во все четыре блока. Авторы считают, что к этому возрасту у детей накапливается большой опыт, и дети могут осознанно усваивать и применять в жизни знания о человеке, как живом организме.

1 блок знаний – конкретные представления о человеке как о живом существе, о системе биохимических потребностей человека, о здоровье человека; обобщённое представление о том, что каждое существо – растение, животное, человек – похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и по способам жизнедеятельности.

2 блок знаний даёт конкретные представления о приспособлениях человека к сезонным изменениям природы; знания о правилах поведения в экстремальных условиях или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года.

3 блок знаний – общее представление о том, что рост и развитие человека отличаются от этих процессов у растений и животных в силу разумности и гуманности людей.

4 блок знаний – конкретные представления об основных правилах поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их ценности; обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде – среди других живых организмов, условий неживой природы, которую надо беречь.

Авторы программы дают краткие методические советы для каждой группы. Опубликован ряд методических пособий для воспитателей, работающих по программе «Детство». Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию, но для улучшения работы по формированию у детей основ экологической культуры имеется «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», под общей редакцией профессора кафедры дошкольной педагогики РПГУ им. А.И. Герцена З.А. Михайловой для оказания помощи воспитателям дошкольных образовательных учреждений в практическом освоении программы «Детство».

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Образовательное и воспитательное значение уроков ИЗО
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей В системе обучения и воспитания учащихся школы большое ...

Исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией
Обследование чувства ритма необходимо, т. к. именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, созданию предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фразы. Цель: определить, умеет ли ребёнок определять ...

Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru