Потребность в кадрах доведена до сведения учебных заведений. Заявки по набору на очередной учебный год департаментом образования не принимаются без согласования в отделе занятости. Взаимодействие в данном вопросе привело к сокращению числа подготовки специалистов по невостребованным специальностям. По поручению Акима города в департамент образования направлено письмо о необходимости контроля за набором и выпуском специалистов по специальностям, невостребованным на рынке труда региона. Департаментом было сообщено о рассмотрении данного вопроса и уменьшении количества набора студентов на обучение экономическим и юридическим специальностям.
Анализируя спрос на рынке труда, мной был проведен мониторинг выбора специальностей у выпускников школ Экибастузского региона на 2005, 2006 годов. Из 1404 учащихся, сдававших ЕНТ в 2005 году на технические специальности, подали 610 заявлений – 43,5%; на экономические дисциплины 359 учащихся – 25,6%; выбрали четвертым предметом биологию 212 учащихся – 15,1%; иностранные языки 136 учащихся – 9,7%; остальные – 6,2%.
В 2006 году приняли участие в сдаче ЕНТ 1553 выпускника, из них выбрали четвертым предметом физику 701 учащихся – 45,1%; географию 422 ученика – 27,2%; биологию 129 учащихся – 8,3%; иностранные языки 101 ученик – 6,5%; остальные предметы – 12,9%. Прослеживается динамика роста выбора технических специальностей, но все же не снижается престиж экономических специальностей.
Современная молодежь ждет сегодня от работы перспективы роста, известности и хорошего заработка и в основном делает ставку на интеллектуальный труд. Тем временем, как показывает практика, в городе, где в последнее время большими темпами идет строительство, ощущается острый дефицит рабочих специальностей.
Мониторинг трудоустройства выпускников представленный учебными заведениями показывает, что процент трудоустройства в разрезе учебных заведений составляет: ВУЗы – 89,8%; ССУЗы – 84,8%; ПШ – 88,9%.
Целенаправленная работа в течение последних 3 лет по вопросам трудоустройства выпускников позволила в текущем году достичь наибольшего процента их трудоустройства, т.е. 86,5% от числа нуждающихся в трудоустройстве или 849 человек.
Обеспечение занятости выпускников осуществляется путем проведения ежегодных ярмарок вакансий. В 2006 году проведено 4 ярмарки вакансий целенаправленно для выпускников учебных заведений. В ярмарке приняли участие представители 23 предприятий города. Предприятиями заявлено более 234 вакансий на постоянные рабочие места по 30 специальностям, в том числе 56 вакансий на социальные рабочие места.
С целью привлечения и закрепления молодых специалистов на предприятиях региона одним из основных направлений в создании социальных рабочих мест выбрано создание мест для выпускников учебных заведений. За период с 2003 года создано более 750 социальных рабочих мест, из которых 83,2% или 624 создано для выпускников.
Благодаря ярмарке вакансий на предприятиях региона на социальные рабочие места трудоустроено 163 человека, из них 131 человек – выпускник. Оплата труда на молодежной практике увеличена согласно постановлению акимата с 9200 тенге до 13800 тенге. На выпускников, трудоустроенных на предприятия, распространяется законодательство о труде, в том числе и по социальной защите.
Эффективность социальной защиты выпускников путем создания социальных рабочих мест и установлением дополнительных мер при их трудоустройстве очевидна. До истечения срока действия договора переведено на постоянную работу 34,1% или 205 человек от общего числа работавших на социальных местах.
Преимуществами молодежной практики являются:
Обеспечение занятости выпускников учебных заведений.
В условиях дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, не востребованностии специалистов без опыта работы, выпускники имеют возможность сразу после окончания учебного заведения трудоустроиться на работу по специальности.
Выпускники имеют возможность трудоустроиться на престижные предприятия города и получить полноценные практические навыки.
Изменение подхода работодателей к рассмотрению молодых специалистов без опыта работы в качестве потенциальных претендентов на занятия вакантных должностей, возможность работодателей оценить профессиональные знания выпускников без финансовых затрат со своей стороны.
Смотрите также::
Особенности воображения как психического процесса
По утверждению Белая А.Я., воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней разли ...
Продуктивная деятельность как условие развития воображения
Изучение природы и развития механизмов целостных образов, предваряющих и констатирующих расчлененную и детализированную картину тех или иных фрагментов действительности, в продуктивной деятельности наталкивается на существенные трудности, в частности, при этом встает задача выявления способов объек ...
Организация жизни детей на уроке
Положительное отношение ребенка к школе, к учению формируется и воспитывается на уроке. Расположение ребенка к учебному процессу зависит от 2 основных условий: Ребенок приходит в школу не «чистым листом», а живым человеком, принося с собою все свои радости и горести, воспоминания и переживания. Реб ...