Должность школьного библиотекаря - пост уважаемый; с библиотекарем регулярно советуются по целому ряду вопросов. Чаще всего библиотекарь в школе один, а потому является личностью неповторимой и пользуется автономией, о которой учителям и мечтать не приходится. К сожалению, по той же причине он часто оказывается в изоляции. Он хорошо знает изучаемые в школе предметы, но несмотря на это не имеет ни влияния, ни власти, чтобы изменить процесс преподавания.
Библиотекарь контактирует со множеством людей - школьниками, учителями и администраторами. Многие из них плохо представляют себе функции школьного библиотекаря, а некоторым это и вовсе безразлично. Отношение к библиотекарю определяется степенью осведомленности о его работе. Печально, но факт: каждый, кто пытается выйти за пределы чужого представления о рамках его должности, считается помехой или того хуже - конкурентом в борьбе за влияние и ресурсы.
Немалая часть людей, пользующихся услугами библиотеки, считает ее функцию чисто вспомогательной, менее важной и даже второстепенной по сравнению с основной функцией школы. Когда речь заходит о необходимости снижать расходы, библиотеку чаще всего называют одной из первых. Если же библиотекарь начинаете защищаться и доказывать необходимость выполнения стоящих перед библиотекой задач, его обвиняют в том, что он за деревьями не видит леса и плохо представляет себе, что происходит в школе.
В школе ему постоянно приходится иметь дело с людьми, у которых куда больше прав решать вопросы ассигнований на нужды библиотеки, чем у него самого. Часто люди, находящиеся в школьной иерархии на одном с ним уровне, обладают большим влиянием и авторитетом, чем он.
С подобными трудностями сталкивается каждый школьный библиотекарь. Они являются естественной частью любой работы, которая считается вспомогательной по отношению к основной деятельности того или иного учреждения. Подобное отношение несправедливо, но с ним приходится считаться.
Тем не менее, школьные библиотекари участвуют в образовательном процессе не меньше, чем учителя и администраторы. Они решают чрезвычайно важные задачи, связанные с реформой школьного образования. Как показывают результаты многих исследований, проведенных отдельными учеными и научными коллективами, сердцевиной любого проекта улучшения школьного образования (совместного обучения; обучения, основанного на конечном результате; Коалиции школ, дающих знания первой необходимости; и всех остальных) является самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Успех этих усовершенствований напрямую зависит от школьного библиотекаря, от его знания источников информации и каналов доступа к ним. Освоение каждого школьного предмета (а особенно междисциплинарного) зависит от умения учащегося определять, находить, получать доступ, упорядочивать, интерпретировать и излагать информацию, однако это освоение может быть успешным только при условии, что такая информация доступна. Самая плодотворная идея, самый талантливый и опытный учитель обречены на неудачу в том случае, если нужных информационных источников нет в библиотеке. А кто знает собственный фонд лучше библиотекаря? Поэтому библиотекарь должен быть участником любого проекта по усовершенствованию средней школы (2, 89-100).
В рамках рассматриваемой проблемы в следующей главе мы попытаемся обозначить возможную технологию работы школьного библиотекаря, с помощью которой он сможет, помимо основной, выполнять еще и психолого-педагогическую функцию.
Смотрите также::
Практические примеры арт-терапевтических технологий
Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаи ...
Структура процесса
Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как час ...
Возникновение и развитие дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скорог ...