На сегодняшний день в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, их стремительное обновление. При этом трудности часто возникают по подготовке, изготовлению и распространению различных средств обучения, учебных пособий. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки учащихся.
Обозначенные проблемы могут быть решены посредствам применения прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование информационных технологий.
Мы будем рассматривать использование информационных технологий (ИТ) как средства обучения, в процессе освоения специальных дисциплин, при этом новые формы информационных технологий обучения, проникают на урок через использование педагогических программных средств, которые применяются:
- для наглядного представления и демонстрации основных понятий и объектов учебных дисциплин, связи теоретических положений с практикой;
- для углубленного изучения наиболее сложных теоретических вопросов;
- для автоматизированного обучения, суть которого состоит в управлении самопознавательной деятельности посредствам последовательной и дозированной выдачи учащемуся учебной информации;
- для контроля подготовленности обучающегося.
Новые информационные технологии позволяют создавать электронные средства обучения, интегрирующие свойства практически всех традиционных средств, использовать, корректировать и сохранять опыт, содержащийся в информационных средах, обмениваться им, минимизировать расходы на обучение.
Актуальность разработки и внедрения электронных обучающих пособий, структура которых еще пока не устоялась, обусловлена: недостатком традиционных учебников, ориентированных на определенную профессию или производственную технологию, соответствующих конкретному образовательному стандарту, образовательной программе; достаточно затратным обеспечением учебного процесса материалами, инструментами, приспособлениями; необходимостью совершенствования методики обучения, подходов к профессиональной подготовке.
Новая организация методического обеспечения самостоятельной деятельности учащихся, основанная на внедрении в учебный процесс информационных технологий, коренным образом модернизирует источники учебной информации. Это обусловлено тем, что использование информационных технологий при создании учебного пособия позволяет в полном объеме реализовать дидактические возможности электронных учебников, оказывая опосредованное информационное, управленческое, эмоциональное воздействие на учащегося.
Поэтому перед педагогом стоит не простая задача: изложить систему знаний изучаемой предметной области, отсечь второстепенную информацию, не перегружать учебный материал частными подробностями, включить факты перспективного значения, т.е. вести изучение предмета в контексте профессионально значимых знаний, умений, навыков, свойств личности, представленных в модели специалиста данного направления.
Для этого необходимо применять в совокупности:
- ценностные (профессиональная значимость, общность в подходах к изучению дисциплин и их разделов на методологическом и методическом уровнях);
- дидактические (применимость, новизна информации, доступность и пригодность форм представления учебного материала);
- методические (целесообразность введения гипермедиа, модульность электронных учебных материалов);
- технологические (модифицируемость учебного материала, оптимальность эксплуатации электронного учебного издания) критерии и их взаимосвязи, которые образуют систему конструктивных критериев создания электронных учебных изданий, учитывающую как их специфику, так и особенности их модернизации, а также специфику компьютерного обучения. Следование этой системе критериев оказывает позитивное влияние на качество электронных учебных пособий, позволяет разработчикам создавать современную продукцию и минимизировать все виды затрат.
Несмотря на большое число компьютерных обучающих программ различных производителей, предлагаемых на рынке стран СНГ, в подавляющем большинстве они просто неприменимы в условиях начального профессионального образования (НПО). В лучшем случае они могут быть использованы фрагментарно для отработки учебных навыков по ряду тем, для демонстрации опыта, для проведения оценочного тестирования или контрольной работы и т.п. Компьютерные обучающие программы производства крупнейших мировых компьютерных фирм, ориентированные на применение в системе НПО развитых стран, мало пригодны для нас из-за большой разницы в содержании, целях и задачах образования стран СНГ и стран Запада.
Смотрите также::
Общая характеристика коммуникативного метода
Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесса. Это поможет определить содержание принципов коммуникативного метода, а следовательно, и сформулировать ...
Рейтинговая система оценивания оказывает благотворное влияние на
деятельность как школьников, так и преподавателей.
Во-первых, рейтинговая система стимулирует соревнование между школьниками. Во–вторых, рейтинговая система у подавляющего большинства учащихся повышает посещаемость занятий. Отсутствуя на занятиях, ребёнок не набирает необходимого количества оценок и, к тому же, получает отрицательные баллы за кажды ...
Тренажер, включающий модель, прямо воспроизводящую известные
процессы объекта
В тренажерах 1-го поколения (Т1П) модели строятся на основе известных статических и динамических характеристик объекта. В большинстве случаев источником этих характеристик являются опытные данные, полученные непосредственно на работающем объекте. Иногда для получения каких-то характеристик могут ис ...