Новое в педагогике » Педагогические условия творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения » Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения

Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения

Страница 1

На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитания исключительно важно не только для разработки философско-методологических основ педагогики. Оно не менее значимо и для учителя, для его профессионального становления и философского осмысления своей воспитательной миссии.

Интерес к философским проблемам воспитания особенно усилился в 60 - 80-е годы. Об этом свидетельствует тот факт, что в эти годы в ведущих университетах США, Англии, ФРГ были созданы специальные кафедры философии воспитания. В США возникло национальное общество по философии воспитания. Этот интерес прежде всего обусловлен кризисом как в разработке теории, так и в практике воспитания, который, по всей вероятности, является всеобщим. А для разрешения этого кризиса при разработке многих современных проблем педагогики исключительно важно подойти к ним не с «узковедомственной» - только педагогической позиции, а более широко, философски осмысливая их суть. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что при этом мы не размываем и не расширяем предмета педагогического исследования, а лишь стремимся философски осмыслить и обосновать наиболее общие по своей значимости философские, методологические стратегии - метопринципы решения со-8Ременных педагогических проблем образования, воспитания, обучения и творческого саморазвития личности.

Вместе с тем очень часто, особенно в среде современных ученых-педагогов, приходилось слышать рассуждения о том, что педагогика как наука, имеющая собственный предмет исследования, не нуждается ни в каких философских, психологических основаниях и обоснованиях, кроме как педагогических. Ограниченность этого рассуждения, как и отсутствие во многих отечественных учебниках педагогики разделов «Философские основы педагогики», «Философия образования», можно объяснить тем, что мы не можем не выйти на сопредельные территории, чтобы подняться до уровня философского осмысления наиболее сложных и глобальных педагогических проблем, Вместе с тем, как писал один из глубоко и масштабно мыслящих педагогов XX века С.И.Гессен, « .даже частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, . борьба различных педагогических течений между собою есть только отражение более глубоких философских противоположностей».

К философско-педагогическим стратегиям творческого саморазвития относятся аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический и герменевтический метопринципы.

Перечисленные выше метопринципы позволят, как это будет показано далее, не только философски осмыслить многие педагогические проблемы, но и по-новому выстроить, существенно скорректировать профессионально-личностную философию творческого саморазвития и творческой самореализации современного учителя.

С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия — субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектное однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако свойство субъектности присуще всем людям. А. В. Брушлинский считает, что субъектность развивается уже в три месяца, но отчетливо проявляется лишь в предметно-манипулятивной деятельности, когда, например, ребенок ставит один кубик на другой, т.е. решает задачу и понимает — решил он ее или нет. Способность устанавливать обратную связь — универсальный механизм саморегуляции (Анохин, Бсрнштейн. Виннер) и показатель свойства субъектности. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты — педагоги и воспитанники.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru