Так же нами был проанализирован урок в 4 классе на тему: "Ваша коммуникативная задача", разработанный Б. В. Крупской – заместителем директора по УВР, учитель. Целью урока было создание педагогических условий для развития умений эффективного общения. Учитель поставил следующие задачи:
познакомить с понятием "коммуникативная задача" (намерение);
развивать умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение, оценивать степень его реализации в общении.
Для подготовки речевого аппарата к говорению (разогрев); снятия психологического "барьера молчания" в начале урока учителем была проведена речевая разминка: "Подышим!": "Вдох и выдох", "Посчитаем Егорок", а так же проведены артикуляционное упражнение "Разомнём язычок": "Колечко", "Язык змеи", "Хоботок". Затем была проведена фронтальная беседа, ученикам необходимо было ответить на следующие вопросы: что такое общение? Какие функции может выполнять общение? Как вы понимаете высказывание академика Д.С. Лихачёва: "Общаясь, люди создают друг друга"? Ответив на перечисленные вопросы, учащиеся познакомились с понятием "коммуникативная задача" (намерение), зафиксировали его в письменной и устной речи. Проведена физминутка, после чего организуется работа в малых группах по 2 – 3 человека:
учащиеся разыгрывают заданные ситуации, подбирая подходящие для ситуации слова;
определяют коммуникативную задачу в каждом случае.
В предложенном задании дети учились реализовывать своё коммуникативное намерение, учитывать того, кому адресуют речь.
Подводится итог и рефлексия. Домашним стало задание в результате которого дети учатся анализировать речевое поведение участников коммуникативного акта (в том числе определять их коммуникативное намерение).
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема развития коммуникативных способностей является актуальной для учителей начальных классов. Нами были рассмотрены некоторые приемы по развитию коммуникативных способностей, предложенные учителями в журнале "Начальная школа".
Смотрите также::
Общие черты систем образованияв развитых странах
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей, пр ...
Условия развития творческого потенциала и принципы его
становления
Начинается формирование творческого потенциала в проявлении интереса ребенка к творчеству. В этом ему помогает окружение. Известна музыкальная семья Бахов, Р. Амудсен родился и вырос в семье морского капитана. А. Брем был сыном пастора, который увлекался орнитологией. Но есть и другие примеры, отри ...
Общая характеристика развития координации движений у старших дошкольников
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движ ...