Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 1

Во время работы в школе я обратила внимание на то, что дети не умеют строить речь логически и композиционно верно.

Устное публичное выступление всегда привлекает ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но оно по себе немного стоит, если не опирается на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими приёмами, ни образностью языка, ни выразительным голосом.

Логика – совокупность наук о законах и формах мышления.

Эффективность. Действенность любой речи достигается, прежде всего, её содержательностью. Также суть выступления должна быть изложена в определённой последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу. А главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов. Приступая к подготовке выступления, оратор сразу же сталкивается с проблемой: как сформулировать ту или иную мысль, чтобы сделать её более ясной, каким образом расположить материал речи, как использовать имеющиеся факты и аргументы. Это называется «логическая организация речи». Именно здесь закладывается во многом успех речи. И поэтому такую важную роль играет логическая культура оратора. Под этим понятием подразумеваются такие проявившиеся в речи качества мышления оратора как:

- способность определённо изложить содержание основных идей;

- последовательность перехода от одной мысли к другой;

- непротиворечивость в рассуждении;

- доказательное изложение материала.

Эти качества обеспечивают такие законы логики:

тождества;

противоречия;

исключённого третьего;

достаточного основания.

О законах логики подробнее говорится в Приложении 1.

Чтобы выступление построить логически правильно, оратору недостаточно знать только законы логики. Он должен знать, какие требования предъявляются к логике устной речи, которые помогут в процессе построения речи.

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные требования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, выразительность, лаконичность.

Некоторые авторы работ по риторике считают, что для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому. Содержательная схема речи. План предусматривает полноту и ясность содержания. Основное требование – логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия. Деление понятия должно быть соразмерным: содержание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отражённым в формулировке темы выступления. Деление необходимо производить по одному основанию с тем, чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно определёнными целями. Деление также должно быть непрерывным, то есть нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки к выступлению план уточняется, конкретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезис, план-конспект, план-сценарий, по которому и проходит выступление.

Н.А.Михайловская говорит, что одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением – композиционное оформление будущей речи. В отличие от плана – внутренней структуры речи (что из чего вытекает) – композиция выступления – это реально-речевая внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию, рациональных и эмоциональных моментов. То есть композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Средства и особенности методики
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения, отличающиеся тем, что по ходу выполнения их амплитуда движений доводится до индивидуально предельной - такой, при которой мышцы и связки растягиваются до возможного максимума, не приводящего к повреждениям. Упражнения ...

Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть п ...

Сущность оценки и отметки. Процесс порождения отметки
Ш.А. Амонашвили замечает, что в специальной литературе до сих пор не дано четкого определения оценки и отметки, не проведена грань между этими двумя понятиями. Часто они используются как идентичные понятия. «Разграничение сути понятий «оценка» и «отметка» нам представляется крайне важным для более ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru