Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 3

Приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису.

При выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве.

Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Не подменять аргументы своим мнением.

Избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «Гомерова порядка», обеспечивающего наибольшую убедительность речи.

При выборе основного метода демонстрации (дедуктивной, индуктивной, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенностей конкретной аудитории, к которой обращена речь.

Помнить, что «аксиомы усваиваются хуже теорем».

Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого следует помнить:

заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определённому убеждению и конкретному действию;

оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

следует избегать традиционных приёмов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т.д.;

итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

концовка выступления должна создать соответствующее настроение.

Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи её цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме, помещённой в Приложении 3.

В центре композиции находится тезис (положение, кратко излагающее одну из основных мыслей выступления), с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи. Это правило сформулировал М. Сперанский: «Обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; применить всё сиё и установит их в сём положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии».

Таким образом, логический критерий требует соблюдения законов тождества противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Этот критерий связан с первыми двумя, так как логичность речи обеспечивает её соответствие действительности, её информативность. Последовательность способствует пониманию замысла автора. Логические ошибки несовместимы с понятием «культура речи» или «хорошая речь».

В программе начальной школы предусмотрено использование терминов «логика» и «композиция».

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Контроль как важнейшее звено процесса обучения
В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, прежде всего мышления. В этом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и других познавательных процессов. Возн ...

Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важ ...

Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru