Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 3

Приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису.

При выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве.

Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса; их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Не подменять аргументы своим мнением.

Избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «Гомерова порядка», обеспечивающего наибольшую убедительность речи.

При выборе основного метода демонстрации (дедуктивной, индуктивной, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенностей конкретной аудитории, к которой обращена речь.

Помнить, что «аксиомы усваиваются хуже теорем».

Заключение речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого следует помнить:

заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определённому убеждению и конкретному действию;

оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

следует избегать традиционных приёмов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т.д.;

итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

концовка выступления должна создать соответствующее настроение.

Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи её цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме, помещённой в Приложении 3.

В центре композиции находится тезис (положение, кратко излагающее одну из основных мыслей выступления), с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи. Это правило сформулировал М. Сперанский: «Обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; применить всё сиё и установит их в сём положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии».

Таким образом, логический критерий требует соблюдения законов тождества противоречия, исключённого третьего и достаточного основания. Этот критерий связан с первыми двумя, так как логичность речи обеспечивает её соответствие действительности, её информативность. Последовательность способствует пониманию замысла автора. Логические ошибки несовместимы с понятием «культура речи» или «хорошая речь».

В программе начальной школы предусмотрено использование терминов «логика» и «композиция».

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Профессиональное образование в городе Экибастузе и задачи по ее дальнейшему развитию в свете Послания Президента Республики Казахстан
Развитие рыночной экономики, появление разных форм собственности, конкуренция на рынке труда требуют некоторого переосмысления подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности, социальной защищенности. Процесс формирования знаний в новых социальных условиях характеризуется рядом против ...

Занимательный материал в организации трудового обучения и воспитания
Основной сферой деятельности детей до 7—8 лет является игра. Как важное средство воспитания, она значительное место занимает и в народной педагогике: « .Игры для детей — серьезное занятие, своего рода уроки, готовящие к труду . Игровая деятельность порою сливается с трудовыми праздниками и входит, ...

Характеристика психологических особенностей младших школьников
В данном параграфе анализируются условия развития коммуникативных способностей первоклассников, а также рассматриваются психологические особенности развития младших школьников. Исследование условий развития коммуникативных способностей первоклассников потребовало обращения к характеристике своеобра ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru