Новое в педагогике » Обучение младших школьников логике и композиции устного выступления на уроках русского языка и литературного чтения » Логика в ораторском искусстве

Логика в ораторском искусстве

Страница 2

Композиция – это мотивированное расположение частей, крупных и мелких. В чём её отличие от плана? План предусматривает полноту и ясность содержания, композиция же, опираясь на план, допускает перестановки частей, введение дополнительных эпизодов, картин, лирических отступлений и прочее.

Композиция, в отличие от плана, гораздо более связана с эмоциями, подсознанием, чем с логикой и последовательностью изложения материала.

В классической модели элементы композиции – это:

вступление,

определение предмета,

изложение,

подтверждение,

опровержение,

заключение.

С точки зрения логики, и особенно с позиции психологии восприятия, очень важными являются первый и последний элементы, то есть начало и конец речи.

Для того чтобы главная мысль была воспринята правильно и точно, необходима своеобразная подготовка, вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи.

Заключение же должно закреплять мысль, связывать начало и конец речи, подытожить сказанное.

Речь должна быть стройной и пропорциональной, по объёму начало и конец речи не должны превышать одной трети всего выступления. Закон соотношения различных композиционных речей публичной речи в образной афористической форме сформулировал Платон: «Всякая речь должна быть словно живое существо, - у неё должно быть тело с головой, причём туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Схема, на которой показаны основные части публичной речи и их целевые установки, помещена в Приложении 2. Михайловская Н.А. так описывает схему.

Главная задача выступления – расположить слушателя к себе, настроить его на восприятие речи. М.В. Ломоносов считал, что «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали».

Основные приёмы, используемые при вступлении: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы аудитории, юмористические замечания и другое.

Чтобы вступление было ярким и выразительным, к нему предъявляются определённые требования:

Вступление должно быть предметом особого внимания оратора.

Следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления.

Стиль должен быть доступным.

Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части.

Опытные ораторы готовят вступление в последнюю очередь, когда речь уже подготовлена.

Вступление бывает трёх видов: простое ( когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничиваясь лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развёрнутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях преодолеть её нежелание слушать); внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале).

Главная часть речи, то есть развёртывание темы, обычно включает в себя следующие элементы:

изложение,

аргументация,

опровержение.

Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить и доказать свою точку зрения (если необходимо опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить её к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи. К главной части, как и к вступлению, риторика предъявляет свои требования:

Как можно раньше и точнее сформулировать тезис – главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено всё выступление. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка
Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, амораль ...

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями
формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями; формировать трудовые навыки и умения по уходу за домашними животными; учить детей ухаживать за объектами уголка природы детского сада; учить детей заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, ...

Рекомендации по совершенствованию способности студентов к творческому саморазвитию
В зависимости от выявленных показателей творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения строится система формирования потребности использовать средства инфокоммуникационных технологий для творческого саморазвития. К основным составляющим компонентам формирования потребности можно от ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru