Композиция – это мотивированное расположение частей, крупных и мелких. В чём её отличие от плана? План предусматривает полноту и ясность содержания, композиция же, опираясь на план, допускает перестановки частей, введение дополнительных эпизодов, картин, лирических отступлений и прочее.
Композиция, в отличие от плана, гораздо более связана с эмоциями, подсознанием, чем с логикой и последовательностью изложения материала.
В классической модели элементы композиции – это:
вступление,
определение предмета,
изложение,
подтверждение,
опровержение,
заключение.
С точки зрения логики, и особенно с позиции психологии восприятия, очень важными являются первый и последний элементы, то есть начало и конец речи.
Для того чтобы главная мысль была воспринята правильно и точно, необходима своеобразная подготовка, вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи.
Заключение же должно закреплять мысль, связывать начало и конец речи, подытожить сказанное.
Речь должна быть стройной и пропорциональной, по объёму начало и конец речи не должны превышать одной трети всего выступления. Закон соотношения различных композиционных речей публичной речи в образной афористической форме сформулировал Платон: «Всякая речь должна быть словно живое существо, - у неё должно быть тело с головой, причём туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
Схема, на которой показаны основные части публичной речи и их целевые установки, помещена в Приложении 2. Михайловская Н.А. так описывает схему.
Главная задача выступления – расположить слушателя к себе, настроить его на восприятие речи. М.В. Ломоносов считал, что «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали».
Основные приёмы, используемые при вступлении: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы аудитории, юмористические замечания и другое.
Чтобы вступление было ярким и выразительным, к нему предъявляются определённые требования:
Вступление должно быть предметом особого внимания оратора.
Следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления.
Стиль должен быть доступным.
Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части.
Опытные ораторы готовят вступление в последнюю очередь, когда речь уже подготовлена.
Вступление бывает трёх видов: простое ( когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничиваясь лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развёрнутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях преодолеть её нежелание слушать); внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале).
Главная часть речи, то есть развёртывание темы, обычно включает в себя следующие элементы:
изложение,
аргументация,
опровержение.
Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить и доказать свою точку зрения (если необходимо опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить её к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи. К главной части, как и к вступлению, риторика предъявляет свои требования:
Как можно раньше и точнее сформулировать тезис – главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено всё выступление. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.
Смотрите также::
Экологическое образование как новое направление в
дошкольной педагогике
Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача&q ...
Уровни творчества в педагогической
деятельности
Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества: -уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он ...
Особенности чтения учащихся 2 классов с отклонениями в
речевом развитии
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвит ...