Изучив и проанализировав уровень сформированности навыка чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня мы можем предложить следующий комплекс упражнений, направленный на развитие всех качеств чтения, а именно:
1) упражнения, направленные на формирование правильности чтения;
2) упражнения, развивающие скорость чтения;
3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.
Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.
1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
2) Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
3) «Заколдованное слово». Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
4) Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями
Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения.
1.Динамическое чтение – это чтение глазами.
Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения.
Этому способствует упражнение «Фотоглаз». За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: «Найди лишнее слово», «Раздели слова на две группы».
2.Задания на увеличение поля зрения.
а) Посмотри внимательно в центр первой строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.
б). «Путешествие в слово».
Последняя буква одного слова является началом следующего.
в). Путаница «Найди начало и конец слова».
Найди линию, которая соединяет слоги и буквы в целые слово, прочитайте составленное слово.
г). «Собери слово».
д). Чтение по таблице.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.
6). «Шифрограмма»
3.«Буксир»
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.
4."Чтение-спринт"
Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст.
5. Поиск в тексте заданных слов.
Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.
Смотрите также::
Содержание образования
Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Содержание образования - это система научных знаний, умени ...
Примерные уроки по теме «Прямоугольный треугольник»
В данном параграфе предоставлено четыре примерных урока по теме «Прямоугольного треугольника», которые могут быть использованы при подготовки к урокам как студентами – практикантами, так и учителями. Даны именно эти уроки, потому что они являются самыми базовыми в данной теме. Эти свойства, признак ...
Творческие способности детей в музыкальной деятельности и условия для их
развития
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака: Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, к ...