Новое в педагогике » Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей » Современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе

Современные требования к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе

Сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия, необходимостью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные в период дошкольного детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим объясняется внимание и педагогов, и психологов к феномену детской личности, ведь дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного обучения.

Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) также оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.

Воспитатель планирует ознакомление с произведениями искусства перед занятиями рисованием, в часы самостоятельной художественной деятельности, проводит с детьми беседы и на занятиях.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру, иногда около одного-двух рисующих находятся дети (двое-трое), которые по своему желанию меняют для них воду, составляют оттенки цветов. Причем это не нарушало общего цветового колорита рисунка. Дети были не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Они всматривались в рисунок, советовали, каким цветом лучше закрашивать ту или иную его часть. Свободное владение изобразительными материалами помогает детям все внимание направить на содержание рисунка. Они с интересом составляют палитры красок.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.


Смотрите также::

Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков
В этом параграфе мы рассмотрим понятия «компьютерных игр», проанализируем педагогический опыт исследователей, раскроем содержание, классификацию игр и их влияние на процесс воспитания детей. Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло з ...

Экспериментальное изучение связи успеваемости и успешности обучениямладших школьников с развитием свойств внимания
Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения у младших школьников. Большинство неуспевающих учащихся начальных классов характеризуются низким уровнем развития устойчивости, распределения и переключения внимания. Особенно важную роль точность распределения вни ...

Виды и особенности детского творчества
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Изобр ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru