Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 4

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата довольно часто встречается дизартрия, причем не только при ДЦП, но и с другими ортопедическими диагнозами (плоско-вальгусная установка стоп, дисплазия тазобедренного сустава и т.д.)

Среди характерных проявлений просодических нарушений в речи детей со стертой дизартрией выделяются расстройства интонационного оформления высказывания. В исследованиях Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, О.А. Токаревой, Р.И. Мартыновой, Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, посвященных состоянию речи при стертой форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства. Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Анализ экспериментальных данных показал, что характеристика просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии не совпадает с характеристикой просодики у дошкольников в целом. Распространенность нарушений просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей.

У детей с указанным дефектом имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой формой дизартрии имеется недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная нечеткая речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению дефектов воспроизведения интонации в речи. Проблема особенностей восприятия речи у данной категории детей остается недостаточно изученной.

Проблемой нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой формой дизартрии занимались Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. Они провели экспериментально-фонетическое исследование интонационного оформления высказывания и выявили характерные особенности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Анализ интограмм предложений свидетельствует о качественных различиях оформления таких высказываний детьми со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием. Ученые выявили, что у детей с названной патологией отмечаются следующие особенности:

использование меньшего диапазона частот,

владение ограниченными модуляциями голоса,

скандированность речи,

трудности изменения голоса по высоте.

простой, не осложненный обертонами, рисунок основного тона,

расстройства паузации,

наличие сильного, резкого мелодического "всплеска", резких подъемов частоты основного тона на ударных, а также безударных слогах.

Полученные данные могут способствовать не только дифференциальной диагностике, но и более эффективной ее коррекции.

По данным статистики (по МДОУ №12) за последние годы увеличивается количество детей с заиканием у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В рамках данной работы мы будем говорить об особенностях интонационной стороны речи при заикании у данной категории детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Основные цели Болонского процесса
Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открыли ...

Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположение в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное богатство действительности ...

Связь между развитием воображения и другими познавательными процессами
Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности про ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru