Новое в педагогике » Технология коррекции интонации у дошкольников с патологией опорно-двигательного аппарата » Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 6

Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно - смыслового отрезка сообщения.

По данным исследований Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой указывается, что у заикающихся с невротической формой речевой патологии характерно появление в речи физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. У детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени, чем в норме. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы. Темп речи часто ускорен, дети как бы "захлебываются" речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Голос достаточно модулирован.

Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи у заикающихся остаются функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме.

У детей с неврозоподобной формой заикания отличается от нормы организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулирован.

У детей при обеих формах заикания отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют

Отмечается своеобразие процесса паузирования. Во-первых, как у детей, так и у взрослых отмечено значительно меньшее количество пауз хезитации, чем в норме. Во-вторых, локализация пауз у заикающихся иная, чем в норме. Большая часть пауз у них располагается внутри слов. Напротив, между словами и даже на границах законченных в смысловом отношении фраз паузы часто отсутствуют, т.е. у заикающихся отмечается выраженная дефицитарность пауз, необходимых для нормального речевого процесса. Для их речи характерно наличие большого количества пауз, которые характеризуются отсутствием акустического сигнала и заполненных патологической судорожной активностью мышц речевого аппарата. Именно эти паузы часто прерываются эмболами, нефонологическими вокальными образованиями, ложными началами и повторами.

Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

Таким образом, испытывая дефицит вербального языка, заикающиеся не пытаются его компенсировать, используя несловесные формы общения.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а особенно часто у детей с ДЦП встречается такое нарушение речи как алалия.В.А. Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с экспрессивной алалией, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, символические жесты и др. Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. При алалии страдают все стороны речи. Наблюдается отклонение в формировании слухового восприятия. При алалии с трудом формируется динамический артикуляционный стереотип - затруднено слияние звуков и слогов, что приводит к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. Ведущим является нарушение двигательного характера, оно и определяет речевое артикуляторное расстройство. При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи. Нарушение ритмической организации речи проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами, с равно и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарный характер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаются нарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание речи исчезает. Наблюдается замедленность слухового восприятия. Дети пользуются для общения жестами мимикой, правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоционально-интонационные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности. В данном случае явно просматривается коммуникативная функция интонации, которая компенсирует недостаток речевых средств. Иногда при сенсорной алалии наблюдаются эхолалии. Эхолалически произнесенное слово или фраза не осмысляется и не закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, искажения структуры слов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему н ...

Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...

Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как пр ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru