С опорой на теоретические положения исследуемого вопроса была разработана следующая концепция по развитию творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО, которая представлена в практической части дипломной работы.
Практическая часть дипломной работы была осуществлена в средней школе №10 станицы Ахтанизовской, в 4 "Б" классе с 26 января по 1 марта 2012 года.
Основные задачи педагогического исследования:
Проверка уровня развития воображения
Разработка цикла занятий направленных на развитие воображения младших школьников на уроках ИЗО
3.1 Констатирующий этап: выявления уровня развития воображения младших школьников
Работе по развитию воображения младших школьников будет предшествовать диагностический этап, на котором будет проведена методика, направленная на выявление уровня развития воображения 4 "Б" класса к началу преддипломной практики.
Цель: изучить особенности воображения, выявить уровень его развития у учащихся 4 "Б" класса СОШ №10.
Инструкция: каждому ребёнку предлагается 10 карточек на которых изображены незаконченные части фигур.
Ведущий тестирования говорит: " Дети, перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь незаконченная фигурка. Вы можете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке всё, что захотите, но так, чтобы получилась Красивая картина!" Время выполнения задания не фиксируется.
Если ребёнок нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития воображения. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень.4 и меньше - это соответствует низкому уровню.
Среди рисунков выделяются нетворческие, часто повторяющиеся рисунки, малотворческие, творческие или очень редкие.
Творческие рисунки оцениваются одним баллом.
Малотворческие-0,5 балла.
Нетворческие-0 баллов.
Итак, оценив работы по приведённым критериям, мы можем представить их количественный анализ в следующей таблице:
Уровень воображения |
% |
Высокий |
0% |
Средний |
58% |
Низкий |
42% |
Алестархова Анна - 4,5 балла (средний)
Амелин Дмитрий - 3,5 балла (низкий)
Баглаева София - 4 балла (низкий)
Беспалова Дарья - 4,5 балла (средний)
Босая Снежана - 4 балла (низкий)
Гнитецкий Сергей - 5 баллов (средний)
Гурова Анастасия - 5,5 балла (средний)
Зацаренко Валерия - 4,5 балла (средний)
Куликов Егор - 6 баллов (средний)
Лаврентьева Валерия - 4 балла (низкий)
Лупик Екатерина - 6 баллов (средний)
Максимов Павел - 3 балла (низкий)
Малышев Николай - 3,5 балла (низкий)
Малышева Яна - 3,5 балла (низкий)
Фатеева Нина - 6 баллов (средний)
Федосеенко Наталья - 5 баллов (средний)
Чуйкин Александр - 3,5 балла (низкий)
Чуйкин Даниил - 6 баллов (средний)
Шаповал Ксения - 4,5 (средний)
Как видим, что работы 4 "Б" класса можно отнести в большинстве своём к среднему уровню развитию воображения, но также много детей с низким уровнем развития воображения. Можно отметить, что все работы данного класса отвечали требованию к работе, рисунки детей разнообразны.
Чтобы более наглядно рассмотреть динамику воображения учащихся, предлагается следующие диаграммы:
Итак, как видно, что уровень развития воображения средний. Однако, развивая воображение детей в большей степени, чем это делается сейчас и более целенаправленно, учитель мог бы получить гораздо высокие результаты.
Для сравнения проведена такая же диагностика в 4 "А" классе.
Архипов Владислав - 5 баллов (средний)
Смотрите также::
Взгляды зарубежных представителей педагогики
История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается. Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. Впервые этот вопрос рассм ...
Основы некоторых успешных стратегий
Финляндия: сохранение традиций (общины, народные школы, неформальный, но практически ориентированный подход, индивидуальные контракты с учителями). Ирландия: образование – сфера инвестиций. Сильная практическая ориентированность высшего образования, и среднее образование – как этап подготовки к нем ...
Контроль устных и письменных форм обучения
английскому языку на среднем этапе
Проблема контроля и оценки качества обучения, определения степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности - одна из центральных проблем в методике обучения иностранным языкам. Контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иност ...