Новое в педагогике » Планирование учебной дисциплины как систематизация полученных знаний по предмету » Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения

Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения

Страница 1

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность ) направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон, обучение в тоже время имеет и специфические качественные отличия.

Являясь сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в создании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками ЗУН, развитие их умственных сих и творческих способностей.

Познавательная деятельность – единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимодействий учащихся, а так же путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально -деятельностном подходе. Обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. Адольф Дистервег писал, что учитель - “солнце для вселенной”. Высоко она оценивает его и сейчас.

Необходимо отчетливо представлять и роль самого ученика, он не объект обучающих его воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.

Функции обучения.

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обуславливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая со структурным, усложнением, а воспитывающая с формированием отношений.

Образовательная функция. Основной смысл образовательной финкции состоит в вооружении учащихся системой научных ЗУН, с целью их использования на практике.

Научные знания. Включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Знания должны особым образом упорядочиться, приобретая все большую стройность и логическую сосредоточенность, что бы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.

Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция ограничивает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляет и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Развивающая функция. Так же как и воспитывающая функция, развивающийся характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставлено обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Развитие воображения у младших школьников
У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображ ...

Познание и обучение в развитии общества
В историческом развитии общества всегда выступают два процесса: познание окружающего мира - с одной стороны, и обучение подрастающих поколений с другой. На любой ступени развития общества оба процесса представляют непременное условие его существования. Каково соотношение между ними? На первый взгля ...

Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили
«Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уваже ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru