В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это суждающую функцию понимание направленности обучение упускает из виду, что и речь, и связанно с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностей сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучение предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функции процесса обучения являются его свойствами и обуславливают комплексную реализация всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащихся.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательною, развивающую и воспитывающую.
Образовательная функция: состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников ЗУН, опыта творческой деятельности.
В соответствии с образовательной функцией в обучении знания обнаруживаются в умениях ученика и, следовательно, образование состоит не только в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его средства, инструменты познавательной деятельности. Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Развивающая функция обучение обозначает то, что в процессе обучения, усвоение знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие проходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребно- мотивационной области.
Очень важно, что бы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающую мира: пространство, свет, цвет, звук, то есть что бы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств. Все учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Воспитательная функция: состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые.
Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал.
Вторым фактором воспитания в процессе обучения является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников.
Для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания.
Следует иметь ввиду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот : без определенного уровня воспитанности, желание ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятие учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.
Смотрите также::
Когнитивная сфера младшего школьника
Когнитивная сфера - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепто ...
Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Задача параграфа: раскрыть понятие «компьютерная зависимость», проанализировать влияние компьютерной зависимости на процесс воспитания детей, выявить стадии компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за ...
Состояние проблемы
Детство – важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решительной степени зависит, к ...