Новое в педагогике » Планирование учебной дисциплины как систематизация полученных знаний по предмету » Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения

Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения

Страница 2

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это суждающую функцию понимание направленности обучение упускает из виду, что и речь, и связанно с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностей сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучение предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функции процесса обучения являются его свойствами и обуславливают комплексную реализация всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащихся.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательною, развивающую и воспитывающую.

Образовательная функция: состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников ЗУН, опыта творческой деятельности.

В соответствии с образовательной функцией в обучении знания обнаруживаются в умениях ученика и, следовательно, образование состоит не только в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его средства, инструменты познавательной деятельности. Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучение обозначает то, что в процессе обучения, усвоение знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие проходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребно- мотивационной области.

Очень важно, что бы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающую мира: пространство, свет, цвет, звук, то есть что бы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств. Все учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная функция: состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые.

Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников.

Для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания.

Следует иметь ввиду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот : без определенного уровня воспитанности, желание ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятие учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Сущность исследуемого явления
Родители. В чем заключается сущность этого понятия? Что под этим словом подразумеваем мы, а кого и что видит в этом слове ребенок? В первую очередь, родители – это самые близкие люди для ребенка, функции которых заключаются в удовлетворении его потребностей, его самые первые и самые важные воспитат ...

Виды коммуникативных игр
Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной комм ...

Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, о ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru