Таблица 1.1.1 Показатели интеллектуальной одаренности по Д. Векслеру
№ п/п |
IQ (показатель) |
Уровень интеллектуального развития |
% |
1 |
130 ≥ |
Весьма высокий |
2,2 |
2 |
120-129 |
Высокий |
6,7 |
3 |
110-119 |
Хороший |
16,1 |
4 |
90 -109 |
Средний уровень |
50,0 |
5 |
80-89 |
Сниженная норма |
16,1 |
6 |
70-79 |
Пограничный уровень |
6,7 |
7 |
69 ≤ |
Умственный дефект |
2.2 |
Таким образом, родовое понятие "интеллектуальная одаренность" включает уровни интеллектуального развития. В родовом понятии "ребенок" два видовых понятия – "одаренный ребенок", по-видимому, актуально одаренный, и "нормальный" ребенок. В последнее время появился термин "нормальная одаренность", под которую можно подвести понятие "потенциальная" одаренность.
Рис.6 Б. Круги Эйлера понятия "Ребенок"
одаренность вундеркинд креативность творческий
В таблице 2 представлены характеристики уровней одаренных детей.
Таблица 1.1.2 Характеристика уровней одаренных детей
Характеристики детей |
IQ |
Частота встречаемости |
% |
Просветленный |
+115 |
1 из 6 |
17 |
Умеренно одаренный |
+130 |
1 из 50 |
2 |
Высоко одаренный |
+145 |
1 из 1000 |
0,1 |
Исключительно одаренный |
+160 |
1 из 30 000 |
0,003 |
Необычайно одаренный |
+175 |
1 из 3 млн. |
0,00003 |
Таким образом, видовые понятия "одаренность" и "одаренный ребенок" относятся к разным родовым понятиям, поэтому они не тождественны. Действительно, "детская одаренность" ("одаренный ребенок") – это зафиксированное ускоренное развитие ребенка (актуальный уровень), который является частью потенциальной одаренности. Когда говорят "развитие одаренности", уровень не обозначен, скорее всего, уровень еще потенциальный.
В настоящее время известно 5 чудо-детей. Например, Корейский чудо-ребенок родился в 1962 году и до сих пор является рекордсменом книги рекордов Гиннеса как обладатель самого высокого IQ – 210.В возрасте 4 лет мальчик умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. Когда ему исполнилось 5 лет, Ким решил одну из сложнейших вероятностных дифференциальных уравнений.
Второе понятие "одаренность", введенное советской психологической школой, – психологическое – отражает особенности развития ребенка и его способностей. По отношению к одаренности оно редукционное, так как ставит знак равенства между способностями и одаренностью. Не трудно видеть, что второе понятие является собирательным и включает всех детей, даже с низкими способностями. Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей. Например, доктор психологических наук Мария Лещенко считает, что все здоровые дети одарены.
Смотрите также::
Виды лепки в детском саду
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к ...
Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы
со словом
Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах. Анализу подверглись конспекты уроков таки ...
Творческая личность в педагогике
Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов. Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого ...