Таблица 1.1.1 Показатели интеллектуальной одаренности по Д. Векслеру
|
№ п/п |
IQ (показатель) |
Уровень интеллектуального развития |
% |
|
1 |
130 ≥ |
Весьма высокий |
2,2 |
|
2 |
120-129 |
Высокий |
6,7 |
|
3 |
110-119 |
Хороший |
16,1 |
|
4 |
90 -109 |
Средний уровень |
50,0 |
|
5 |
80-89 |
Сниженная норма |
16,1 |
|
6 |
70-79 |
Пограничный уровень |
6,7 |
|
7 |
69 ≤ |
Умственный дефект |
2.2 |
Таким образом, родовое понятие "интеллектуальная одаренность" включает уровни интеллектуального развития. В родовом понятии "ребенок" два видовых понятия – "одаренный ребенок", по-видимому, актуально одаренный, и "нормальный" ребенок. В последнее время появился термин "нормальная одаренность", под которую можно подвести понятие "потенциальная" одаренность.
Рис.6 Б. Круги Эйлера понятия "Ребенок"
одаренность вундеркинд креативность творческий
В таблице 2 представлены характеристики уровней одаренных детей.
Таблица 1.1.2 Характеристика уровней одаренных детей
|
Характеристики детей |
IQ |
Частота встречаемости |
% |
|
Просветленный |
+115 |
1 из 6 |
17 |
|
Умеренно одаренный |
+130 |
1 из 50 |
2 |
|
Высоко одаренный |
+145 |
1 из 1000 |
0,1 |
|
Исключительно одаренный |
+160 |
1 из 30 000 |
0,003 |
|
Необычайно одаренный |
+175 |
1 из 3 млн. |
0,00003 |
Таким образом, видовые понятия "одаренность" и "одаренный ребенок" относятся к разным родовым понятиям, поэтому они не тождественны. Действительно, "детская одаренность" ("одаренный ребенок") – это зафиксированное ускоренное развитие ребенка (актуальный уровень), который является частью потенциальной одаренности. Когда говорят "развитие одаренности", уровень не обозначен, скорее всего, уровень еще потенциальный.
В настоящее время известно 5 чудо-детей. Например, Корейский чудо-ребенок родился в 1962 году и до сих пор является рекордсменом книги рекордов Гиннеса как обладатель самого высокого IQ – 210.В возрасте 4 лет мальчик умел читать на японском, корейском, немецком и английском языках. Когда ему исполнилось 5 лет, Ким решил одну из сложнейших вероятностных дифференциальных уравнений.
Второе понятие "одаренность", введенное советской психологической школой, – психологическое – отражает особенности развития ребенка и его способностей. По отношению к одаренности оно редукционное, так как ставит знак равенства между способностями и одаренностью. Не трудно видеть, что второе понятие является собирательным и включает всех детей, даже с низкими способностями. Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей. Например, доктор психологических наук Мария Лещенко считает, что все здоровые дети одарены.
Смотрите также::
Эмпирическое
исследование: Исследование социально - психологических факторов эффективности общения преподавателя и учащихся
Наше исследование проводилось на базе Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий. В исследовании принимали участие: студенты 1-3 курсов, в возрасте 15-18 лет, в количестве 58 человек, из которых: юноши - 32 человека, девушки - 25 человек; преподаватели колледжа, в количеств ...
Познание и обучение в развитии общества
В историческом развитии общества всегда выступают два процесса: познание окружающего мира - с одной стороны, и обучение подрастающих поколений с другой. На любой ступени развития общества оба процесса представляют непременное условие его существования. Каково соотношение между ними? На первый взгля ...
Результаты экспериментального исследования особенностей
восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие особенности: Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению - 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие. В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибк ...