У. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм:
За тридевять земель - …(рукой подать).
Повесить голову - …(воспрянуть духом).
С гулькин нос - …(хоть пруд пруди).
Выйти из себя - …(взять себя в руки).
Так же детям предлагались предложения, которые содержали ошибки в употреблении фразеологизмов.
У. Исправьте ошибки и запишите предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали, сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.
У. Теперь составьте сваи предложения с устойчивыми словосочетаниями.
(Выслушивает несколько вариантов, по необходимости исправляет ошибки).
И конечно, нельзя не отметить, что применение творческих заданий и упражнений, способствует активизации детей, их умственной деятельности. С этой цель и проводились творческие задания на различных уроках типа: "Сочини", "Придумай", "Нарисуй словесно".Дети придумывали, сочиняли сказки, рассказы, составляли предложения на любые темы с использованием синонимов, фразеологизмов, олицетворения, сравнения и других приемов и средств выразительности.
В опытно – практической части использовались все те приемы, упражнения и задания, которые уже были описаны выше, т.е. в теоретической части данной выпускной квалификационной работы.
Приведем примеры использования словарной работы на уроках литературы. При изучении произведения Бианки В. В. "Музыкант" лексическая работа была проведена перед первичным чтением текста. Учащимся было дано задание: объясните значения слов "медвежатник", "завалинка", при этом использовались следующие приемы: объяснение с помощью предметных картинок (завалинка), с помощью словообразования (медвежатник). В процессе ответов на вопросы дети активно включали новые слова в свою речь.
Проведенная работа со словами способствовала более осознанному усвоению содержания произведения "Музыкант", развитию таких качеств речи, как точность, ясность, правильность. Подобная работа со словами была проведена на уроках изучения стихотворений "Помощница", "Игра в слова" А. Барто, басни И. Крылова. При знакомстве со стихотворением "Игра в слова" детям было сообщено, что в этом произведении мы узнаем о словах – секретиках. Например, слово "ключ" имеет два значения, хотя пишется совершенно одинаково. Далее учащимся предлагалось вспомнить слова, которые имеют более одного значения и составить с ними предложения. Такая работа способствовала закреплению знаний об омонимах, сформированию умения использовать в собственной речевой деятельности.
Использование раскрытых выше приемов позволило проверить их эффективность, роль в расширении словаря младших школьников.
Проведенная опытно – практическая работа доказала, что лексическая работа или работа со словом на уроках в начальной школе играет большую роль в обогащении, активизации и уточнении словарного запаса детей, а так же влияет на развитие связной устной и письменной речи, на общее развитие учеников младших классов. Наиболее эффективными приемами в процессе объяснения значения слов оказались: работа с синонимами, антонимами, с предметными и сюжетными картинками, толковым словарем, прием вчитывания, т.е. объяснение в контексте, словообразовательный анализ и другие.
Наблюдения за деятельностью детей на уроках, проверка их творческих заданий, беседа с учителем данного класса подтвердило мысль о том, что систематическая, целенаправленная работа со словом на всех уроках в начальной школе существенно улучшает речь детей: они правильно употребляют слова в различных ситуациях, включают их в текстовые упражнения, определяют изобразительно – выразительные средства языка в ходе анализа художественных текстов.
Смотрите также::
Воображение и творчество в младшем школьном возрасте
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение. Воображение – это создание нового в ...
Когнитивная сфера младшего школьника
Когнитивная сфера - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе. Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепто ...
Индивидуальные внеклассные занятия
Чаще всего предпосылкой организации индивидуальных занятий с учащимися бывает проявление интереса на уроке. Обычно интерес учащихся на уроке реализуется в вопросах, желании более углубленно изучить тему. Например, на уроке по теме “Кровообращение”, учащиеся задают вопросы, связанные с демонстрацией ...