Среди наиболее распространенных приемов работы можно выделить:
различные виды пересказа (творческий, краткий, выборочный, полный);
словесное иллюстрирование;
беседа на различные темы;
объяснение значений словарных слов, слов из текста.
Исходя из перечисленных приемов работы со словом, детям предлагались различные задания для выполнения на тех или иных уроках в младшем звене.
Например, при чтении стихов башкирских писателей и поэтов о зиме на уроке Культура Башкортостана, детям предлагалось нарисовать словесную картину зимы, ее проявлений, используя разнообразные средства выразительности, синонимы и антонимы для придания словесной картине большей красочности. У некоторых детей картины природы вызывали истинное настроение, вдохновение, т.к. они очень умело пользовались эпитетами, сравнениями, что свидетельствует о большом словарном запасе учеников, их умении применять нужные слова в необходимых случаях. Дети сравнивали снег с пуховым одеялом, деревья с одинокими девушками, вьюгу со сказочной колдуньей и многое другое. Учащиеся много работали и с синонимами, и с антонимами, составляли различные предложения, используя средства выразительности.
При проведении индивидуальной работы уроке русского языка детям предлагалось выполнить следующее задание по перфокартам.
У. Сейчас некоторым я раздам индивидуальные карточки. Ваша задача подобрать к данным словам антонимы: (содержание перфокарты)
Ловить –
Лечить –
Смеяться –
Грустить –
Говорить –
Упасть –
Ломать –
У. Те, кому я раздала карточки, работают самостоятельно, а остальные слушают меня внимательно. Я буду называть ряд слов, а вы среди них должны найти лишнее, которое не подходит по смыслу к другим словам:
Грустный, печальный, унылый, глубокий. (У.Почему?)
Храбрый, звонкий, смелый, отважный. (У.Почему?)
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий. (У.Почему?)
Учащиеся выделяют сходство и различия, обосновывая связным высказыванием.
У. Сдаем индивидуальные карточки.
Данный фрагмент урока, во – первых выявил на сколько дети владеют понятием "антонимы", во – вторых помог определить на сколько хорошо дети могут обосновывать свои ответы, находить синонимы в ряде слов и находить среди них лишнее.
Работе с синонимами, как и с антонимами, и многозначными словами должно отводиться определенное время на каждом уроке в начальной школе. Поэтому на уроке родного (русского) языка было запланировано использование текста сл словами-синонимами.
Зимой.
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выб…жали на улицу. Малыши катаются на санках. Р…бята постарше бегают на лыжах и коньках. Вес…ло д…творе з…мой!
Затем детям предлагаются следующие задания:
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Подчеркнуть в тексте слова-синонимы, близкие по смыслу.
3. Выписать слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.
Задания и упражнения в игровой форме не только помогают обогатить словарный запас ребенка, но и способствуют развитию познавательной деятельности, позволяют сделать урок интересным и доступным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, пробуждают огонек пытливости и любознательности.
Так как на начальном этапе проверки у детей уровня словарного запаса было выявлено то, что дети испытывают затруднения при объяснении значения фразеологизмов, а значит и не совсем верно используют их в своей речи, большая роль отвадилась на уроках литературного чтения, русского языка работе с устойчивыми выражениями. Работа с фразеологизмами содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Благодаря этому с целью активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в устной и письменной речи на этапе повторения изученного использовались следующие задания и упражнения.
Смотрите также::
История Болонского процесса
Объединение высшей школы в европейских странах назрело еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в ...
Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков
Проблема формирования умений и навыков неразрывно связывалась с вопросом об автоматизации человеческого действия, рассматриваемой двоя-ко: с одной стороны, как феномен конечной стадии формирования нового действия, на которой человек достигает совершенства его исполнения, с дру-гой — как важнейшее с ...
Подбор и систематизация подвижных игр для развития эмоциональной сферы
Подвижные игры со словесным сопровождением Подвижные игры со звуковыми сигналами Подвижные игры со зрительными ориентирами Гуси и волк Цель: развитие воображения, жалости, тревоги, групповой сплоченности. Гуси – гуси Цель: развитие воображения, выразительность движения и речи. Игра: «Ежик топал по ...