Новое в педагогике » Православная педагогика » Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России

Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России

Страница 1

Зарождение феномена православной педагогической культуры в России было обусловлено определенными социально-историческими условиями, которые характеризовались принятием Православия как государственной религии и созданием мета образовательного пространства развивающего типа, направленного на духовное преобразование общества и осуществление национально-культурной идентификации его членов.

С принятием христианства (988г.) явилась насущная потребность в иных законах жизни русского общества, но эти законы требовали своего познания. Поэтому вскоре после крещения киевлян князь Владимир начинает посылать детей «на учение книжное» в т. н. «училища», создававшиеся с целью «утверждения веры». Они становятся хронологически первыми институтами в устроении православно-педагогического культурного пространства на Руси.

Получив Православие от греков, Древняя Русь приняла от них и первых учителей, и традиции христианских школ с их доминантой нравственного воспитания над обучением, и традиции духовного ученичества. Несмотря на то, что первыми учителями в созданных князем Владимиром школах были священники, педагогическая деятельность выделяется в особую сферу деятельности.

В основу педагогической культуры первых русских учителей были положены «евангельские начала кротости», характеризующие наставнические отношения как индивидуальные и духовные. Организация школьного дела выстраивалась на внушении и установлении начал нравственности, соответствующих учению христианской веры.

Образование в первых русских школах вплоть до конца XVII в., а в церковно-приходских школах России до начала ХХ в. представляло собой синтез религиозных знаний, христианской нравственности и умственного воспитания. Организация образования была целенаправленным способом интериоризации ценностей православного вероучения и культуры. Функция таких школ осознавалась как спасение и нравственное назидание человека.

Становление православной культуры на Руси было в высшей степени педагогично. Главной чертой этого периода являлся рост личностного начала, который совершался внутри церковной культуры. Попечение о внутреннем духовном развитии личности становится, таким образом, своеобразным кредо русской православно-педагогической культуры, которая стремилась быть не только умной, но и мудрой. Разум ценился высоко, но ясно виделась и та опасность, которую представлял ум, ускользающий из-под контроля нравственности. Поэтому было стремление распространить ко всему в жизни нравственное отношение.

Духовная мудрость, в свою очередь, требовала учебы, постоянного и вдумчивого чтения книг. Поэтому становление стиля и сути образования в православной педагогике предполагало включение в его содержание не столько знаниевого компонента, но, прежде всего, компонента «нравственного научения и делания», предполагавшего внутренний рост личности, порождаемый и направляемый Церковью.

На следующем этапе, начиная с ХI века, в духовную и социально-педагогическую деятельность включаются монастыри, и главной особенностью православной педагогики становится её взаимосвязь с церковно-монастырской культурой. Аскетическая, полная самоограничения и стремления к духовному совершенствованию жизнь в монастыре имела большое воспитательное влияние и авторитет. Монахи наставляли порой безмолвно, уча своим обликом вере, смирению, труду и другим духовно-нравственным качествам, наглядно подтверждая известное со времен Христа и апостолов правило воспитания становления становлением. Важнейшим вкладом монастырей в развитие православной педагогики стало ознакомление русского общества в наглядной форме с идеалами христианской жизни. Монастыри оказывали педагогическое влияние через организацию в своих стенах образования народа, через институт духовничества, благотворительную деятельность. Со временем делом жизни монашествующих становится воспитание посредством литературного слова.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Методика формирования коллективизма у школьников
Рассматривая методику формирования коллективизма, мы подразумеваем, рассмотрение методов и приемов работы, которые входят в эту методику. Итак, рассмотрим основные методы: · Совместная практическая деятельность. Но необходимо учитывать, что эта деятельность должна носить гуманистический характер, а ...

Использование модульно-рейтинговой системы оценки речевых умений и языковых навыков
Если новые цели и содержание образования по иностранным языкам на ближайшую перспективу сформулированы и зафиксированы в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта по предмету, то поиск новых форм обучения продолжается. Современный учебный процесс в школе немыслим без изучен ...

Контроль устных и письменных форм обучения английскому языку на среднем этапе
Проблема контроля и оценки качества обучения, определения степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, уровня владения видами речевой деятельности - одна из центральных проблем в методике обучения иностранным языкам. Контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иност ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru