Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом

Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом

Страница 2

У. Теперь эпитеты, которые помогают описать свойства предметов. ( черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

У. А на кого похожа черемуха? С кем ее Есенин сравнивает? (с красивой девушкой).

У. Для того, чтобы мы ярче, нагляднее представили себе предмет, автор вводит сравнение. Так же учитель приводит примеры различных сравнений. Затем аналогично учитель аналогично знакомит с метафорой.

У. Подберите сравнения и метафоры для следующих слов: черемуха, береза, глаза.

Данный фрагмент урока очень четко показывает работу над обогащением, уточнением, активизацией словарного запаса. Учитель по ходу анализа стихотворения, отыскивания средств выразительности, опирается на личный опыт учащихся, на ранее полученные знания. Очень продуманно и организованно ведется работа и по развитию связной речи, путем подборов к словам метафоры, сравнений, эпитетов, тем самым образовывая словосочетания. А это доказывает роль лексической работы в выполнении текстовых упражнений.

Мотивацию к выполнению творческого задания создают упражнения типа сочинения, изложения и т.д. Подробную подготовительную работу к сочинению рассмотрим на примере конспекта урока развития речи, составленного учителем начальных классов гимназии № 4 города Тула Галины Петровны Петрыкиной. Основной задачей для учителя явилось научить детей видеть красоту окружающего мира, пробудить в их сердцах любовь к родной природе, так как именно наблюдения за природой дают богатейший материал для расширения словарного запаса детей, для развития их речи. Сочинение было написано на основе проведенной экскурсии на тему " Красота русской зимы". Дети определили, то о чем будут писать в виде схемы:

Потом, после наблюдения составили словарь тех слов и выражений, необходимых для передачи увиденного:

- воздух свежий, прозрачный, ясный;

- солнце высокое, холодное, яркое;

- сугробы пушистые, блестящие, белоснежные;

- деревья голые, грустные, озябшие.

Данная работа со словом в последующем стала эффективной подготовкой в создании текста учащимися. Пример этому сочинение ученицы Савельевой Елены: "Наступает зима. Она придет к нам со своими морозами и снегом.

Зима – очень красивое время года. Когда идет снег, все вокруг становится белым, сказочным. Я люблю, когда зимой идет снег. Я ловлю снежинки и рассматриваю их. Но они быстро тают. Снежинки очень красивы, они бывают разные: пушистые, похожие на иголочки ели; маленькие, большие. Я люблю поваляться в снегу, потому что он пушистый и мягкий. Я строю из него разные фигурки. Например, снеговика, диванчик, столик. Зима дарит нам крепкие морозы. Иногда бывают оттепели.

Мне очень нравится зима. Это очень красивое время года".

Невозможно не отметить, что на уроках русского языка лексическое объяснение значения слова происходит на этапе словарно- орфографической работы, когда учащимся предлагается этимологическая справка о словарных словах. Например, автор Ю.Ю. Пасынок предлагает такую этимологическую справку слову "лагерь". Слово заимствовано из немецкого языка в 18 веке: лагер, что значит "лежать". Буквально лагерь- "логово", "лежбище", затем - "стоянка".

Лагерь - лагер= "лежать"

Или слово "Сахар". В русском языке слово "сахар" известно со времен Древней Руси и восходит к греческому сахари. Языковеды считают, что в греческий язык слово это пришло с Востока. Первоисточник древнеиндийское саркара – "сахарный песок", просто " песок" и даже гравий. Сахар – саркара = "песок, гравий.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков
Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в ...

История развития работы с соломой
Солома, сухие стебли хлебных злаков – прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для изготовления самых разнообразных изделий. Из ровной, немятой соломы плетут плоские (маты, шторы, половики) и объемные (корзины, шляпы и др.) предметы, выполняют аппликации и инкрустации. Сол ...

Теоретическое обоснование педагогических условий творческого саморазвития студентов дистанционной формы обучения
На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования, воспитания и саморазвития личности. И это не случайно. Философское осмысление многих современных проблем обучения и воспитани ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru