Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом

Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом

Страница 3

Существуют специальные издания для работы со словарными словами, где можно найти этимологические справки не одного десятка тысяч слов.

Такую работу практикуют многие учителя. Особенно необходимо отметить деятельность учителя МОБУ СОШ №11 Хабирова И. Р., которая на каждом уроке русского языка проводит лексическую разминку: учащимся называют изученные словарные слова и их этимологию. По словам учителя, включение данного упражнения в урок способствует не только обогащению словарного запаса детей, но и расширению кругозора и общего их развития.

При проведении Мастер – класса "Развитие речи младших школьников" Полюдова Ольга Леонидовна познакомила с системой работы по обогащению, уточнению, активизации словаря и раскрыла наиболее эффективные упражнения. Среди них можно отметить:

1. "Слова-приятели"

- Помогите данному слову найти друга – приятеля. (Учащиеся заменяют данные слова другими, близкими по значению, т.е. синонимами).

Дети, малыши, детвора, ребята.

Ласковый, прилежный, нежный.

Метель, вьюга, буран, пурга.

Спешить, торопиться.

2. "Слова – неприятели".

- Некоторые слова не хотят дружить. Угадай их. (Учащиеся находят к данным словам слова, противоположные по значению, т.е. антонимы.

Холодный – теплый.

Чистый – грязный.

Радостно – грустно.

Темно – светло.

Сел – встал.

Нашел – потерял.

День – ночь.

Друг – враг.

3. "Измени слово". (Замок, кружки, стрелки, атлас.)

4. "Слова – близнецы".

- Объясни значение слов, поменяв одну букву.

Бочка, почка, мочка, кочка, дочка, ночка.

5.Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.

За тридевять земель – рукой подать.

Повесить голову – воспрянуть духом.

С гулькин нос – хоть пруд пруди.

Выйти из себя – взять себя в руки и мн.др.

Таким образом, анализ педагогической деятельности позволил сделать вывод, что лексическую работу можно проводить на любом из этапов уроков русского языка и литературы с 1 – 4 класс. Главное при организации, чтобы соблюдались такие требования как ее целенаправленность, разнообразие упражнений, использование таких приемов толкования слов, как рассматривание предмета, наблюдение, объяснение в контексте.

Согласно методики, богатство словаря – признак высокого развития человека и общества в целом, поэтому очень важно систематически, целенаправленно, методически верно проводить работу со словом, используя разнообразные методы и приемы с целью расширения и обогащения словарного запаса детей в начальной школе.

Толковать значение слова можно с помощью разнообразных методов и приемов, поэтому во второй главе подробно раскрыты приемы по обогащению, уточнению и активизации словаря младших школьников. К ним относятся:

словообразовательный анализ;

включение нового слова в контекст;

выяснение значения нового слова по словарям;

показ предмета, картинки, макета;

подбор синонимов;

способ логического определения.

Анализ учебных пособий для начальной школы позволил определить, что начиная уже с первого класса в учебники включены упражнения и задания, связанные с использованием синонимов, антонимов, многозначных слов, авторов Кубасовой О. В., Нечаевой Н. В., Журовой Л. Е. Большая роль в учебной литературе отведена изобразительно – выразительным средствам языка: олицетворению, метафоре, эпитетам, сравнению, что позволяет сделать речь ребенка более точной, эмоциональной, выразительной.

Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение. Необходимо так же разнообразить упражнения, приемы работы со словом с целью наибольшей заинтересованности учащихся младших классов в активизации, обогащении и уточнении своего словарного запаса.

Страницы: 1 2 3 4


Смотрите также::

Развитие формального мышления в отрочестве
Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частную форму адаптации организма, Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понима ...

Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...

Анализ учебников Г. В. Дорофеева, Л. Г. Петерсон «Математика-5», «Математика-6» с точки зрения наличия задач для формирования умений, характерных для математического моделирования
Известно, что процесс мате­матического моделирования осуществляется в три этапа: 1) формали­зация; 2) решение внутри модели; 3) интерпрета­ция. Следует отметить, что в школе больше внимания уделяется работе над вторым этапом моделирования, в то время как форма­лизация и интерпретация остаются недос ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edumask.ru