Новое в педагогике » Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта » Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации

Страница 1

Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения и т.д.

Мы изучили различные подходы к организации психокоррекционной работы с учащимися младших классов, имеющих отклонения в поведении. По данной проблеме заслуживают внимания работы отечественных психологов А.И. Капалина, Е.Ю. Немудрой, С.А. Моисеевой, Л.М. Семенюк, С.П. Смирновой.

В ходе теоретического осмысления данной проблемы мы считаем необходимым вести психокоррекционную работу по снижению агрессивного поведения у младших школьников поэтапно:

I этап: предварительный, который состоит из подэтапов:

1.Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах агрессивного поведения школьника.

3. Диагностический этап, который включает в себя следующие компоненты:

· Изучение ребенка:

- сбор данных о наследственности ребенка;

- особенности семейного воспитания (социальный статус, традиции и т.п.);

- интересы ребенка;

- отношение ребенка к школе, к учебе.

· Изучение взаимоотношений ребенка и детского коллектива:

- положение ученика в коллективе;

- стиль отношений со сверстниками.

II этап: разработка программы психокоррекционной работы по снижению агрессивного поведения у младших школьников.

III этап: контроль за ходом выполнения и эффективностью программы.

Для успешного проведения психокоррекционной работы отечественные ученые С.А. Завражин, Л.К. Фортова, Л.Д. Лебедева рекомендуют использовать следующие методы:

- беседы;

- ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях;

- арттерапия;

- трудотерапия;

- игротерапия;

- релаксационный тренинг;

- поручения;

- методы, стимулирующие социально-нормативное поведение (поощрения, наказания).

Вышеуказанные методы мы рассмотрим более подробно в приложении. (Приложение 1)

Психологи (Г.Ф. Кумарина, Л.Н. Проколиенко) отмечают, что выбор методов и приемов педагогической коррекции агрессивного поведения школьников зависит от возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, от их социального окружения и уровня квалификации педагога.

При разработке программы психокоррекционной работы следует учитывать наиболее значимые моменты.

На первом этапе, при диагностике, необходимо тщательно изучить особенности семейного воспитания агрессивного ребенка, его отношение к учебе, положение ученика в коллективе и стиль отношений со сверстниками.

Отечественный психолог С.Л. Колосова считает, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена в первую очередь на поиск и определение конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям его жизни, прежде всего в семье, среди сверстников, в школе.

Опытные специалисты, работающие над данной проблемой, (Э.Ш. Натанзон, И.В. Дубровина, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова), выделяют конфликтные ситуации в межличностных отношениях агрессивного ребенка, которые влияют на дальнейшее развитие его агрессивных проявлений.

Проблемы в межличностных отношениях затрудняют формирование позитивных отношений со сверстниками, усвоение норм и правил социального поведения, овладение необходимыми критериями оценки окружающих и своей личности. А это в свою очередь способствует развитию агрессивных проявлений.

Мы акцентируем внимание на основных конфликтных ситуациях и назовем приоритетные направления в работе по коррекции агрессивного поведения, а также методические приемы, способствующие снижению агрессии в детской среде (таблица 1):

Таблица 1

Приоритетное направление в психокоррекционной работе по снижению агрессивного поведения в зависимости от межличностных конфликтных отношений агрессивного ребенка

Конфликтная ситуация

Воздействие ситуации на ребенка

Приоритетное направление в коррекционной работе, методические приемы

Межличностные отношения «семья – ребенок»

1 ситуация:

Родители ограничивают самостоятельность ребенка.

Усиливается напряженность во взаимоотношениях с взрослыми в семье вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями.

Приоритетное направление: оздоровление и нормализация семейной сферы.

Метод. приемы направлены на воспитание самостоятельности, ответственности, н-р: коллектив доверяет ученику наиболее значимое общественное поручение, в котором он сможет проявить себя.

2 ситуация:

Высокие требования родителей к ребенку.

Неспособность соответствовать предъявленным требованиям родителей переживается как чувство собственной неполноценности. Дети становятся не уверенными в себе, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителем.

Приоритетные направления: оздоровление и нормализация семейной сферы, помощь в адаптации в группе сверстников.

Метод. приемы: стимулирования личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, самостоятельно-сти.

3 ситуация:

гиперопека

4 ситуация:

самоустранение родителей от воспитания ребенка (создается видимость благополучия семьи)

Эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности.

Приоритетные направления:

оздоровление и нормализация семейной сферы, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Метод. приемы:

осуждение безнравственности, эгоисти-ческих установок и взглядов, переключение критики на самокритику.

5 ситуация:

самоустранение родителей от воспитания ребенка (асоциальный образ жизни родителей)

6 ситуация:

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия к детям и другим членам семьи.

Наличие смысловых барьеров в общении с окружающими и дистантность способствуют изоляции ребенка в детском коллективе, формированию низкого социального статуса.

Приоритетные направления:

в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами социальной защиты помощь в оздоровлении семьи, помощь в адаптации в группе сверстников, развитие у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Метод. приемы:

для повышения статуса необходима поддержка коллективистических проявлений, включение учащегося в коллективные виды деятельности, стимулирование личного достоинства школьника.

Межличностные отношения «ученик – ученик»

7 ситуация:

отвержение ребенка сверстниками

Наличие скованности в общении с окружающими способствует изоляции ребенка в детском коллективе.

Приоритетные направления:

выявление психологом психологических причин изолированности, помощь в адаптации в группе сверстников.

Метод. приемы:

стимулирование личного достоинства школьника – предложение посильной деятельности, включение учащегося в коллективные виды деятельности.

8 ситуация:

отсутствие сотрудничества и взаимопонимания между родителями агрессивных детей и педагогами.

Родители самоустраняются от участия в решении вопросов, связанных с самочувствием и поведением ребенка в школе. Ребенок чувствует себя ненужным в семье, чужим, это способствует формированию низкого социального статуса.

Приоритетные направления:

выявление причин самоустранения родителей от воспитания; оздоровление и нормализация семейной сферы.

Метод. приемы:

вовлечение членов семьи в жизнь класса, школы.

«Межличностные отношения «ученик – учитель»

9 ситуация:

авторитарный педагог

Проблема ребенка загоняется внутрь, что способствует двойной морали: можно делать то, что хочешь, только нужно позаботиться, чтобы об этом никто не узнал. При таком стиле преподавания учитель манипулирует ребенком, используя свое превосходство.

Приоритетные направления:

смена педагогической установки «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», воспитание у ребенка нравственного контроля.

Метод. приемы:

общение с ребенком, объяснение, обсуждение, словесное неодобрение, если поведение ребенка этого заслуживает, интерес к движущим мотивам, предложение возможных путей действия, похвала за хорошее поведение.

10 ситуация:

высокая критика агрессивных детей со стороны учителя.

Агрессивные дети в течение урока получают значительно больше замечаний, чем другие учащиеся. Замечания, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка, к этой оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее.

Приоритетные направления:

психолог должен научить педагога правильным формам поведения в отношении агрессивного ребенка, т.е. необходима психологическая отработка профессиональных навыков.

Метод. приемы:

психологические тренинги.

11 ситуация:

Ученик прогуливает уроки, и основная его жизнь протекает «на улице» в компании подростков – делинквентов.

У ребенка формируются различные формы неприятия взрослых, появляется безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. У ученика формируется мнение, что взрослые вмешиваются в их жизнь, не имея на это право.

Приоритетные направления:

работа психолога в контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних и другими органами ранней профилактики правонарушений.

Метод. приемы:

формирование жизненных целей, профориентация, включение в социально значимую деятельность.

12 ситуация:

плохая успеваемость школьника.

Не умея самоутвердиться в сфере учения, неуспевающие школьники часто находят в качестве компенсаторных, замещающих разного рода агрессивные формы поведения. Типичные формы поведения: «классный шут», поведение «луддита», который рвет тетради отличников, ломает парты, поведение драчуна.

Приоритетные направления:

Выявление психологом причин неуспеваемости (дефекты интеллектуального развития, неразвитость познавательных интересов и т.д.); помощь в адаптации в группе сверстников; помощь невролога (эта ситуация является основной причиной патологических реакций и невротических состояний).

Метод. приемы: стимулирование и мотивация учебно - познавательной деятельности, создание товарищеских контактов, ограничение вульгарного стиля разговора, организация досуга.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Понятие и компонентный состав программно-методического комплекса
Программно-методический комплекс (ПМК) - комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определенного учебного предмета (курса) или его темы. Программно-методический комплекс – дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система ...

Планировка учебного класса для подготовки ЭВМ
1. Место инструктора 2. Центральный блок хранения учебных элементов 3. Центральное место хранение инструментов 4. Экран доска 5. Рабочее место учащегося 6. Ксерокс 7. Сканер 8. Принтер Учебный элемент Наименование: Создание графических изображений с помощью редактора Paint. Профессиональная область ...

Уровни педагогического творчества
Выделяют следующие уровни педагогического творчества: Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru