Новое в педагогике » Процесс организации учебного цикла в ВУЗе на примере юридических дисциплин » Особенности проведения практических занятий

Особенности проведения практических занятий

Страница 2

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны кафедры, преподавателя, так и со стороны слушателей и во-многом определяется следующими факторами: а) основательная теоретическая подготовка преподавателя; б) наличие соответствующего опыта педагогической работы; в) постоянное стремление к совершенствованию организации и методики проведения занятий; г) наличие практического опыта работы; д) систематическая подготовка студентов к занятиям и т. д.

Подготовка к семинару включает комплекс следующих мероприятий: составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендуемой литературы; письменные и устные методические указания слушателям к каждому семинару; анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выработка мер по их совершенствованию; подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (рабочего плана) семинара; просмотр литературы и подбор наглядных пособий к очередному семинару; предварительное ознакомление с группами слушателей, с которыми предстоит работать; систематическая помощь слушателям в организации самостоятельной работы, в частности проведение консультаций; обсуждение на кафедре или методической секции вопросов методики проведении семинаров в целом и отдельных тем, в частности; организация учебно-методическим кабинетом кафедры и библиотекой выставок литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов слушателей.

Планы семинаров служат основным методическим документом при самостоятельной работе слушателей. План каждого семинара включает точные формулировки вопросов, отражающих содержание темы, а также перечень обязательной и дополнительной литературы и рекомендации по подготовке.

Количество вопросов в плане каждого семинара может быть различным. Это зависит от сложности и объемности темы.

При составлении планов необходимо учитывать следующее: рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь c практикой, факультетской специализацией и т. д. Перед провидением очередного семинара преподаватель составляет развернутый план-проспект (рабочий план). В нем указываются: тема и цель занятия; форма его проведения; дополнительные вопросы для развертывания дискуссии; факты из жизни и примеры из практики (судебной, следственной); карточки с задачами для самостоятельного решения; запланированные для использования наглядные пособия и технические средства; ориентировочное распределение времени для обсуждения вопроса; фамилии студентов, которых необходимо привлечь для выступлений; дополнительная литература по каждому вопросу, которую можно порекомендовать, если обсуждение той или иной проблемы вызовет интерес у слушателей.

Перед проведением семинара преподаватель должен поинтересоваться; темами, которые изучают слушатели по профилирующим дисциплинам (по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, экономической теории, теневой экономике), что позволит конкретизировать намеченные в плане дополнительные вопросы.

По своей структуре каждое семинарское занятие по правовой (судебной) бухгалтерии можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя; обсуждение слушателями вопросов темы семинарского занятия; заключительное слово преподавателя; задание слушателям на будущее занятие.

Вступительное слово преподавателя должно быть кратким, не более 5—6 минут. Во вступительном слове следует указать на научное и практическое значение обсуждаемом темы, выделить ведущую идею, которую должны обсудить, разработать и глубоко усвоить слушатели, т. е. разъяснить слушателям дидактическую цель семинара.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Методика проведения лабораторных занятий по ботанике
Лабораторные занятия за последние годы привлекают внимание как учителей, так и методистов биологов. Многие учителя успешно проводят лабораторные работы по всем учебным биологическим предметам. Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Наиболее четкую ...

Отметка в семейной жизни школьника
Ребенка, посещающего школу, дома обычно встречают вопросом о том, какую отметку он сегодня получил. Со времени начала обучения школьная отметка становится мощным регулятором отношений внутри семьи. Каким образом это будет осуществляться, зависит от того, насколько родители смогут ее раскрыть, осмыс ...

Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru