Новое в педагогике » Процесс организации учебного цикла в ВУЗе на примере юридических дисциплин » Особенности проведения практических занятий

Особенности проведения практических занятий

Страница 2

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны кафедры, преподавателя, так и со стороны слушателей и во-многом определяется следующими факторами: а) основательная теоретическая подготовка преподавателя; б) наличие соответствующего опыта педагогической работы; в) постоянное стремление к совершенствованию организации и методики проведения занятий; г) наличие практического опыта работы; д) систематическая подготовка студентов к занятиям и т. д.

Подготовка к семинару включает комплекс следующих мероприятий: составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендуемой литературы; письменные и устные методические указания слушателям к каждому семинару; анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выработка мер по их совершенствованию; подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (рабочего плана) семинара; просмотр литературы и подбор наглядных пособий к очередному семинару; предварительное ознакомление с группами слушателей, с которыми предстоит работать; систематическая помощь слушателям в организации самостоятельной работы, в частности проведение консультаций; обсуждение на кафедре или методической секции вопросов методики проведении семинаров в целом и отдельных тем, в частности; организация учебно-методическим кабинетом кафедры и библиотекой выставок литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов слушателей.

Планы семинаров служат основным методическим документом при самостоятельной работе слушателей. План каждого семинара включает точные формулировки вопросов, отражающих содержание темы, а также перечень обязательной и дополнительной литературы и рекомендации по подготовке.

Количество вопросов в плане каждого семинара может быть различным. Это зависит от сложности и объемности темы.

При составлении планов необходимо учитывать следующее: рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь c практикой, факультетской специализацией и т. д. Перед провидением очередного семинара преподаватель составляет развернутый план-проспект (рабочий план). В нем указываются: тема и цель занятия; форма его проведения; дополнительные вопросы для развертывания дискуссии; факты из жизни и примеры из практики (судебной, следственной); карточки с задачами для самостоятельного решения; запланированные для использования наглядные пособия и технические средства; ориентировочное распределение времени для обсуждения вопроса; фамилии студентов, которых необходимо привлечь для выступлений; дополнительная литература по каждому вопросу, которую можно порекомендовать, если обсуждение той или иной проблемы вызовет интерес у слушателей.

Перед проведением семинара преподаватель должен поинтересоваться; темами, которые изучают слушатели по профилирующим дисциплинам (по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике, экономической теории, теневой экономике), что позволит конкретизировать намеченные в плане дополнительные вопросы.

По своей структуре каждое семинарское занятие по правовой (судебной) бухгалтерии можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя; обсуждение слушателями вопросов темы семинарского занятия; заключительное слово преподавателя; задание слушателям на будущее занятие.

Вступительное слово преподавателя должно быть кратким, не более 5—6 минут. Во вступительном слове следует указать на научное и практическое значение обсуждаемом темы, выделить ведущую идею, которую должны обсудить, разработать и глубоко усвоить слушатели, т. е. разъяснить слушателям дидактическую цель семинара.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Основные компоненты педагогического искусства
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительны ...

Цели образования
Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от социального заказа- требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний. В истории дидактических учений имеет ...

Значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников
Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru