Новое в педагогике » Развитие воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности » Продуктивная деятельность как условие развития воображения

Продуктивная деятельность как условие развития воображения

Страница 2

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что «предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления от того, что человеку нужно от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Очень важно при этом подчеркнуть, что такая «пристрастность» сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность». Выделенные в таком «пристрастном» образе свойства и составляют его предметное содержание.

В случае воображения предметное содержание образа объекта выявляется с помощью другого объекта, другого предметного содержания.

Так, Э.В. Ильенков приводил пример с открытием закона турбулентного движения частиц, которое было сделано при, казалось бы, случайном наблюдении за потоками дождевой воды, обтекавшими лежащий на луже кирпич. Иными словами, в воображении происходит соединение двух предметных содержаний, которое позволяет выявить одно через другое.

Наиболее очевидно эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребенка, включенного в различные виды детской деятельности и, прежде всего, в игру. Так, взятая в игре роль двойственна по своей природе: в ней совмещаются те характеристики взрослого, которые являются предметным содержанием его образа, и особенности самого играющего как исполнителя этой роли. Л.С. Выготский подчеркивал подобную двойную природу игры, отмечая, что в игре ребенок всегда «плачет как пациент и радуется как играющий». Именно воображение совмещает два реальностей, позволяя ребенку, по выражению Э. Клапереда, «как бы прясть на двух станках».

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности.

Широкий охват субъективного опыта позволяет воображению включаться в разнообразный круг творческих процессов, выполнять различные функции в деятельности субъекта. Эти функции были обозначены и раскрыты в работах различных авторов.

Прежде всего, была выделена и отмечена гностически-эвристическая функция воображения. Воображение включается в решение различных познавательных задач и способствует нахождению творческих вариантов ответов. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что «специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим способствует ее разрешению». Именно эта функция позволяет воображению находить и выражать существенные, значимые стороны действительности. Вторая функция воображения может быть обозначена как прогностическая или антиципирующая. В данном случае основной продукт воображения – это представление о цели действия, к которой стремится субъект. По мнению Р.Г. Натадзе, «воображение, как фактор человеческого поведения, детерминирует деятельность человека посредством установочного действия… Воображение, прежде всего, тогда вызывает установку, когда субъект относится к его содержанию как к данному или ожидаемому в действительности или же как к подлежащему реализации в действительности, т.е. как к цели…» .

Эта функция воображения позволяет выступать ему в качестве фактора, регулирующего и направляющего деятельность к получению определенного продукта. К. Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».

Таким образом, следует отметить, что основная линия в развитии воображения – это становление продуктивного воображения. Специфика организации этого процесса заключается в выражении Предметного содержания одного объекта через предметное содержание другого, в видоизменении формы репрезентации реальности. Воображение функционирует посредством использования, в основном, символических форм отражения действительности. В него может включаться весь опыт субъекта (интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий). Оно полифункционально по своей природе и входит в самые различные аспекты деятельности субъекта, способствуя разрешению задач открытого типа.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений
В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают ...

Методика организации текущего контроля при изучении квадратных уравнений в 8 классе
В данном параграфе приведем примеры уроков по теме «Квадратные уравнения». План опроса по этой теме мы составили выше. Если рассматривать дидактические материалы и разработки самостоятельных работ, то в дидактических материалах к учебнику Алгебра – 8 под редакцией Теляковского самостоятельные работ ...

Сценическое действие эстрадного искусства
По мере своего развития театр сформировался как вид искусства, отображающего действительность в динамических и протяженных формах самой жизни, а концертное исполнительство осталось в основном искусством рассказа (словесного, музыкального, пластического) об отдельных ее моментах. Для создания наибол ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru