Новое в педагогике » Роль работы с природным материалом на уроках труда в развитии воображения у младших школьников » Воображение и творчество в младшем школьном возрасте

Воображение и творчество в младшем школьном возрасте

Страница 1

Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение.

Воображение

– это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение – очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия, и она есть качество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного мозга. Воображение – это некоторый отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, что еще не существует, чего нет в действительности, но источник воображения в объективной реальности, во внешнем мире.

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново то, что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается не неё.

В играх детей, придуманными ими самими, используется то, что видят и слышат они вокруг себя. Даже тогда, когда создаются образы совершенно фантастические, то, что включается в них, взято из объективной реальности, являются отражением её, хотя новый образ в целом и не соответствует ей. Таковы, например, образы, фигурирующие в народных сказках. «Баба яга, костяная нога – в ступе летает, метлой следы заметает» – в целом образ фантастический, не реальный, но состоит из реальных элементов (нога, ступа, метла).

Воображение проявляется в деятельности конструктора, где идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности.

Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования показывают на связь узнавания с процессом воображения. Когда мы видим что-либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Неразрывно воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новые. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия, и только при наличии их достигаются поставленная цель – создается действительно новое. Источником возникающего элементарного воображения будет то, что воспринимается человеком.

Представление воображения формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его восприятие. Исследования показали, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения.

Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Правда среди них есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми нужно много работать.

Образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках по основам цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы. Как мы уже говорили, урок р ...

Понятие «воспитанность»
Одна из важнейших проблем воспитания - это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаим ...

Психология мыслительного процесса и его фазы
Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. с динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное само ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru