Новое в педагогике » Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста » Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Страница 4

Хотелось бы заметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматривать как одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимая работа в данном направлении является важной и актуальной на современном этапе развития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, которая стала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушению хрупкого равновесия в экосистеме. юкка размножение

В экологическом образовании дошкольника есть важный момент - проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

2004-05 учебный год - 2 младшая группа - 20 человек

2005-06 учебный год - средняя группа - те же 20 человек

Для исследования общего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика, предложенная Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В. (см. Приложение 1)

Исследование предполагало:

Выявление представлений детей о животных

Выявление представлений детей о жизни растений

Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы

Выявление отношений детей к объектам природы

На основе исследований Л.В. Моисеевой, П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой были определены критерии:

оценки экологических представлений:

Полнота - ребенок называет многообразные живые объекты и предметы неживой природы.

Существенность - ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни и произрастании, а также свойства предметов неживой природы.

Обобщенность - ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологические группы животных

сформированности бережного отношения к объектам природы.

Эмоциональные реакции в общении с природой.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к животным и растениям.

Проявление активной заботы об объектах природы.

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. (Характеристику каждого уровня см. в Приложении 1)

Итак, результаты диагностики следующие:

Диаграмма 1.

Анализ полученных результатов (Диаграмма 1) позволяет отметить положительную динамику в плане формирования экологических представлений у детей 2 младшей группы за период обучения с СЕНТЯБРЯ по МАЙ 2004-05 учебного года. Так, например, произошли существенные изменения в:

Сформированности представлений детей о жизни животных:

подавляющее большинство детей группы - 90% (18 человек) на момент сентября 2004-05 уч. года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в январе показатель вырос до 65% (13 человек), а в МАЕ стал - 25% (5 человек).

Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения сентябрь -10% (2 человека) - ЯНВАРЬ - 35% (7 человек) - МАЙ - 60% (12 человек);

Что касается высокого уровня сформированности представлений о мире животных, то на начало учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, ровно, как и в середине этого учебного года, но стоит отметить, что в маю данный показатель появился у 5 детей, что составляет 25% от всей возрастной группы.

Сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы:

Низкий уровень составил 85% (17 человек) - 55% (11 человек) - 25% (5 человек) соответственно сентябрь-январь-май.

Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре он составил 15% (3 человека), а в мае - 65% (13 человек).

Показатель высокого уровня появился лишь к концу учебного года и составил 10% (2 человека), что также является хорошей динамикой в сформированности представлений об объектах и явлениях неживой природы и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период обучения детей выделенной группы в 2004-05 учебном году.

Как показывают результаты диагностики сформированности экологических представлений детей, в сентябре 2004-05 уч. года, т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности при выполнении практически всех диагностических заданий. Например, при выявлении экологических представлений о мире животных, растений, об объектах и явлениях неживой природы дети в ответ на просьбу педагога называли объекты, выделяя их признаки и свойства только непосредственно в деятельности и лишь 2 ребенка (10%) различали и называли достаточно большое число объектов природы и знали, например, основное строение растений и их состояние по сезонам. Что касается бережного отношения детей к объектам природы, то следует отметить слабое выражение эмоциональных реакций при общении с природой, дети эпизодически принимали участие в уходе за растениями и животными и мотивировали необходимость бережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарной пользы для человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Творческий замысел
Мой проект задумывался как интерактивная игра для детей. В жанровом отношении это квест. Квест (англ. quest — поиски) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор котор ...

Виды воображения
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создан ...

Воображение младших школьников и природный материал
Итак, положительно на развитии воображения младших школьников влияют многие учебные дисциплины, в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же здесь интересуют именно уроки труда, на которых буйному развитию воображения способствуе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru