Новое в педагогике » Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста » Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Страница 7

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе - рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Формирование экологически бережного отношения к природе

Настольно-печатные игры

"Ухаживаем за растениями"

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют -дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Методика проведения игр предусматривает требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться ("Превратись в дедушку", "Стань пчелой", "Сядь на пол и встань без помощи рук" и т.п.).

2. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д.

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.

Система по использованию дидактических игр как экологического воспитания дошкольника разработанная мною, основывается на сборниках дидактических игр следующих авторов:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981

Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.

Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологической культуры дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы, об отношении детей к объектам природы, в исследования принимали участие те же 20 детей, но уже ставшие воспитанниками средней группы. Контрольный эксперимент проводился в сентябре, 2005-06 уч. года.

Диаграмма 3.

Анализ диаграммы 3 позволяет говорить, что произошли значительные изменения в плане сформированности экологических представлений об объектах природы и бережного к ним отношения. Отмечены качественные и количественные преобразования в показателях. Так, например:

Сформированность представлений детей о жизни растений:

подавляющее большинство детей группы - 85% (17 человек) на момент сентября 2004-05 уч. года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в сентябре 2005-06 уч. года показатель снизился до 20% (4 человека

Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения - выросли: сентябрь 2004-05 уч. года -15% (3 человека) - сентябрь 2005-06 уч. года - 65% (13 человек);

Что касается высокого уровня сформированности представлений о растениях, то на начало 2004-05 учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, а в сентябре 2005-06 учебного составил 15% (3 человека).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru