Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Проблемы профессионального самоопределения школьника

Проблемы профессионального самоопределения школьника

Страница 1

В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Рассмотрим ошибки на каждом из перечисленных этапов:

I

Возникновение проблемы: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане и получается что, вместо решения проблемы выбора профессии решается проблема выбора учебного заведения; несвоевременность выбора, когда проблема выбора профессии в требуемый момент не встает перед учащимися.

II

Поиск круга компетентных лиц: подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии или иногда решение уже найдено самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения.

III

Сбор информации: отсутствие полного представления о проблемной ситуации; избирательное отношением подростков к информации о сфере труда и сложности самовосприятия.

IV

Построение образа профессии: предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии; увлечение только внешней стороной профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.

V

Поиск вариантов решений: на этом этапе выбор профессии может происходить в одном из стилей поиска решений: импульсивные решения; рискованные решения; уравновешенные решения; осторожные решения; инертные решения.

Рассмотрим возможные причины таких ошибок. Если профессиональное Самоопределение подменяется социальным, то это связано со слишком рано выбранной профессией, а несвоевременность выбора – с отсутствием необходимости в выборе профессии, когда в семье передается профессия по наследству или родители, пытаясь воплотить в ребенке свои желания и предпочтения, не учитывают его индивидуальных особенностей.

Снятие с себя ответственности за выбор будущее профессии, как правило, связан с психологическими особенностями как самого школьника, как личности, так и с особенностями возрастного периода, в котором находится подросток, то есть кризис 17 лет. Для этого периода характерны различные страхи: ответственности перед собой и своими родными за выбор, страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки. Такое эмоциональное состояние может повлечь за собой снижение уровня самооценки, что приводит к снятию с себя ответственности за предстоящий выбор.

У молодежи существуют определенные предпочтения в выборе источника информации при профессиональном самоопределении: личный опыт, семья, сверстники. Но как уже было сказано, эти источники не всегда достоверны. Кроме того, при ориентации на них не учитываются психологические особенности молодого человека, а так же его склонности.

При построении образа профессии молодым человекам, некоторые важные виды трудовой деятельности попадают в группу непрестижных, что, как правило, связано с отсутствием всесторонних знаний о профессии. Кроме того, наличие такой ошибки, при выборе будущей профессии, свидетельствует о том, что профессия выбирается без учета личных особенностей человека.

Использование импульсивного стиля поиска решения задачи по выбору профессии свидетельствует о том, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно, а критическая оценка вариантов решения возникает легко, но отличается слабой реалистичностью. С рискованным стилем поиска вариантов решения, молодой человек оценивает возможные варианты, лишь отчасти подвергая их критике. При осторожных решениях гипотезы оцениваются слишком тщательно, но при этом варианты решения находятся с трудом. Молодой человек с инертным стилем поиска решения достаточно сильно фиксирует свое внимания на критичной оценке возможных вариантов решения, что не способствует правильности выбора.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Работа с изобразительно – выразительными средствами языка
Необходимо отметить, что изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпите ...

Технологическая особенность изготовления изделия
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы. Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубле ...

Методы и методология научно-исследовательской работы
Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика высш ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru