Новое в педагогике » Профессиональная ориентация школьников как направление политики занятости молодежи » Проблемы профессионального самоопределения школьника

Проблемы профессионального самоопределения школьника

Страница 1

В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения. На каждом из этих этапов он может совершать ошибки, которые профориентация должна исправить или предотвратить. Рассмотрим ошибки на каждом из перечисленных этапов:

I

Возникновение проблемы: профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане и получается что, вместо решения проблемы выбора профессии решается проблема выбора учебного заведения; несвоевременность выбора, когда проблема выбора профессии в требуемый момент не встает перед учащимися.

II

Поиск круга компетентных лиц: подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение вопроса выбора профессии или иногда решение уже найдено самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения.

III

Сбор информации: отсутствие полного представления о проблемной ситуации; избирательное отношением подростков к информации о сфере труда и сложности самовосприятия.

IV

Построение образа профессии: предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии; увлечение только внешней стороной профессии; ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.

V

Поиск вариантов решений: на этом этапе выбор профессии может происходить в одном из стилей поиска решений: импульсивные решения; рискованные решения; уравновешенные решения; осторожные решения; инертные решения.

Рассмотрим возможные причины таких ошибок. Если профессиональное Самоопределение подменяется социальным, то это связано со слишком рано выбранной профессией, а несвоевременность выбора – с отсутствием необходимости в выборе профессии, когда в семье передается профессия по наследству или родители, пытаясь воплотить в ребенке свои желания и предпочтения, не учитывают его индивидуальных особенностей.

Снятие с себя ответственности за выбор будущее профессии, как правило, связан с психологическими особенностями как самого школьника, как личности, так и с особенностями возрастного периода, в котором находится подросток, то есть кризис 17 лет. Для этого периода характерны различные страхи: ответственности перед собой и своими родными за выбор, страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки. Такое эмоциональное состояние может повлечь за собой снижение уровня самооценки, что приводит к снятию с себя ответственности за предстоящий выбор.

У молодежи существуют определенные предпочтения в выборе источника информации при профессиональном самоопределении: личный опыт, семья, сверстники. Но как уже было сказано, эти источники не всегда достоверны. Кроме того, при ориентации на них не учитываются психологические особенности молодого человека, а так же его склонности.

При построении образа профессии молодым человекам, некоторые важные виды трудовой деятельности попадают в группу непрестижных, что, как правило, связано с отсутствием всесторонних знаний о профессии. Кроме того, наличие такой ошибки, при выборе будущей профессии, свидетельствует о том, что профессия выбирается без учета личных особенностей человека.

Использование импульсивного стиля поиска решения задачи по выбору профессии свидетельствует о том, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно, а критическая оценка вариантов решения возникает легко, но отличается слабой реалистичностью. С рискованным стилем поиска вариантов решения, молодой человек оценивает возможные варианты, лишь отчасти подвергая их критике. При осторожных решениях гипотезы оцениваются слишком тщательно, но при этом варианты решения находятся с трудом. Молодой человек с инертным стилем поиска решения достаточно сильно фиксирует свое внимания на критичной оценке возможных вариантов решения, что не способствует правильности выбора.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Общая характеристика гибкости как физического качества человека
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственны ...

Классификация видов и форм самостоятельной работы
Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступ ...

Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юнош ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru