Бережное отношение к объектам природы:
Низкий уровень составил 90% (18 человек) - 25% (5 человек) соответственно сентябрь, 2004-05 уч. года - сентябрь, 2005-06 уч. года.
Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре 2004-05 уч. года он составил 10% (2 человека), а в сентябре 2005-06 уч. года - 60% (12 человек).
Показатель высокого уровня на сентябрь 2004-05 уч. года отсутствовал, а в сентябре 2005-06 уч. года составил 15% (3 человека), что является хорошей динамикой в сформированности бережного отношения к объектам природы и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период с сентября 2004-05 уч. года по сентябрь 2005-06 уч. года.
Хотелось бы сказать, что положительная динамика в формировании экологических представлений об объектах природы и отношения к ним детей, выявлена, но необходимо продолжить работу в этом направлении, т.к максимальный результат не достигнут, дети лишь в средней возрастной группе и тем более только начало учебного года. К концу обучения в средней группе дети должны различать и называть конкретные виды деревьев и кустарников, травянистых растений, животных разных экологических групп; знать основное строение растений, некоторые особенности органов животного, замечать и понимать признаки "живого" - движение, питание, состояние по сезонам; иметь представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах существования. Должно быть сформировано бережное отношение к объектам природы, которое заключается в любознательности детей, эмоциональном общении с природой, принятии активного участия в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых и осознание необходимости бережного отношения к объектам природы, мотивируя его нравственно-эстетическим, практическим и средообразующим значением для природы и людей.
Диаграмма 4
Анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей выделенной группы выявил положительную динамику в его формировании за период с сентября 2004-05 уч. года по сентябрь 2005-06 уч. года. Так, экологическая воспитанность выросла до высокого уровня, который составляет 19%, значительные качественные изменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 66% соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанности снизился до отметки 15% (для сравнения: в сентябре 2004-05 уч. года составлял 87%).
Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилось не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
Социальный заказ общества на экологически грамотную и природосообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Смотрите также::
Решение ситуационных производственных задач
Этот метод используется для формирования у учащихся профессио-нальных умений. Основным дидактическим материалрм служит ситуацион-ная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленный перед учащими-ся. Ситуационная задача до ...
Просветление оптики
Данная тема у Мякишева иллюстрируется рисунком (82). На нем нет подписей лучей, и только стрелками указан их ход. Поэтому считаю этот рисунок трудным для восприятия. В учебнике Касьянова эта тема представлена рисунком (83). Он понятен, на нем много пояснительных подписей и поэтому он более удачно о ...
Виды контроля
Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также сведения о характ ...