Новое в педагогике » Православная педагогика » Современное состояние профессиональной сферы православной педагогической культуры

Современное состояние профессиональной сферы православной педагогической культуры

Страница 1

В настоящее время Российское государство, продолжая оставаться светским при гарантированной свободе совести и вероисповедания, допускает существование негосударственных конфессионально-ориентированных учебных заведений. Профессиональная сфера православной педагогики к настоящему времени включает два основных вида образовательных учреждений:

- духовные, нацеленные на осуществление главным образом религиозного обучения и просвещения (воскресные школы, духовно-просветительские центры, духовные семинарии и академии, богословские курсы);

- светские учреждения, ведущие образовательную деятельность на основе религиозного мировоззрения (православные детские сады, школы, гимназии, лицеи, вузы, теологические отделения и кафедры теологии в светских вузах) (прот. В. Воробьев).

Опыт их работы позволяет утверждать о сохранении сложившейся специфики профессионально-педагогической деятельности в рамках православной культурной традиции. Со стороны общественных требований она характеризуется нацеленностью образования на удовлетворение религиозно-нравственных потребностей личности, что, в свою очередь, влечет за собой синтез религиозных и научных знаний, христианской нравственности в содержании образования.

Отбор и структурирование знаний в образовательных системах, сообразных православной педагогической культуре, носит аксиологическую направленность, отвечающую ценностям православной культуры. Образование нацелено на то, чтобы дать человеку объективную картину основных мировоззренческих концепций, касающихся смысла жизни и тех аргументов, которые обосновывают каждую из них. Обязательным считается привитие обучающимся норм нравственности, создание вокруг ребенка благоприятной духовной атмосферы.

В этих образовательных учреждениях соблюдается здоровая консервативность, преемственность в отношении к педагогическому наследию, направленная на сохранение национальной идентичности. Ведущим способом создания культурных образцов общественной жизни и педагогической практики является организация образования как целенаправленного способа приобретения ценностей православного вероучения и культуры. Приоритетной нацеленностью педагогических воздействий является религиозно-нравственное воспитание личности, сообразное традициям православной культуры в целом. Главными средствами его реализации являются участие обучающихся в богослужениях и таинствах Церкви, изучение основ православного вероучения и культуры, включение учащихся в нравственно-ориентированную деятельность, приобретающую в последнее время ярко выраженную социальную направленность.

В православную педагогическую культуру России как сферу профессиональной деятельности включены не только педагог, но и священник, их деятельность взаимосвязана, взаимодополняет друг друга. В ходе эволюции профессиональной сферы православной педагогической культуры сформировались и сохранились требования нравственного характера к личностным свойствам наставника: искренняя любовь к детям, собственное нравственное совершенствование, благожелательность и терпение, милосердие, снисходительность и смирение перед духовной стороной жизни ребенка, справедливость и добросовестность.

В православно-ориентированном процессе духовно-нравственного воспитания личности функции священника и педагога-мирянина различны. Священник выступает в двух ипостасях: педагог и пастырь. Функции священника как педагога – законоучительство (передача религиозных знаний), как пастыря – духовное наставление, в котором «педагогическая часть отходит, уступая место суждению о грехах» (прот. В. Зеньковский). Роль педагога-мирянина — помощь ребенку в деле духовного возрастания. Педагог в православной педагогической культуре не претендует на духовное руководство. Вышесказанное позволяет говорить о синергии духовного и педагогического наставничества как одной из характеристик православно-ориентированной педагогики.

Одной из важнейших характеристик православной педагогической культуры в России выступает ориентация на создание культурных образцов общественной жизни, передачу социокультурного опыта и межпоколенных отношений через деятельность православных монастырей и приходов, сохранение традиций устроения, быта и жизни православной семьи.

Православные монастыри и приходы России сегодня являются социальными институтами общества, традиционными духовно-нравственными центрами в жизни русского народа и государства. Восстановление социокультурной активности и социального служения Русской православной церкви связано с принятием в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» — официального документа, излагающего положения церковного учения по ряду общественно значимых проблем.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Научный аспект формирования самостоятельной деятельности учащихся
Большое внимание вопросам развития самостоятельной деятельности уделял французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что все является идеальным только в естественном состоянии. Поэтому воспитание должно быть естественным и свободным. Необходимо создавать условия, в которых бы развивались самосто ...

Система воспитания джентльмена в работах Дж.Локка
Известно, что многие авторы Нового времени разрабатывали гносеологию, как основу для правильной жизни (иногда гносеология и этика разрабатывались совместно, например, в работах Спинозы), то есть этика ставила некоторые задачи, которые переносили в строго гносеологическую плоскость, а затем вновь вы ...

Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений
В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru