Что касается субъективной психологической готовности ребенка к изучению экономических понятий, то она зависит от его индивидуальных особенностей, определяемых состоянием здоровья, условиями жизни и деятельности ребенка, составом семьи, уровнем ее обеспеченности, семейным укладом и т.д.
При выборе форм и методов экономического воспитания и образования младших школьников необходимо учитывать особенности развития познавательных процессов в этом возрасте. Так, младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Отличительная особенность восприятия в этом возрасте - его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты, понятия, например, отождествляют понятия "экономика" и "экономия". Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается. Поэтому изучение сходных или противоположных по значению экономических понятий лучше проводить одновременно, показывая детям суть их сходства или различия.
Известно, что восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста, во-первых, резко усиливается, будучи подкрепленным практической деятельностью ребенка, во-вторых, важнейшим катализатором восприятия является эмоциональность. Поэтому следует при экономической подготовке детей использовать наглядную, яркую, живую информацию, которая воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические схемы и изображения, необходимо применять практические методы, активизирующие деятельность ребенка, различные игровые формы, нетрадиционные задания, что позволит сконцентрировать внимание ребенка на изучаемых экономических понятиях. Весьма продуктивным следует считать ссылки на собственный экономический опыт ребенка.
Основной особенностью внимания является слабость произвольного внимания. Младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить "пятерку", заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д. ) Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Поэтому важнейшим условием организации внимания в процессе экономического обучения является наглядность обучения, использование новых, ярких, броских наглядных пособий. Знакомство с такими отвлеченными понятиями как "бюджет", "план", "прибыль" и другими требует широкого применения иллюстраций, рисунков, плакатов. Однако надо помнить, что младшие школьники очень впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснение.
Еще одной важной возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Поэтому устные объяснения относительно сложных и отвлеченных экономических понятий необходимо чередовать с практической работой, конкурсами, решением задач и т.д. Разнообразие работы стимулирует внимание школьников и повышает интерес к экономическим знаниям.
Смотрите также::
Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных
ориентаций старшеклассников
II этап исследований изучение взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в феврале 2009 года. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ № 79 г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраст ...
Синтетичность эстрадного и актерского ремесел
Нам следует коснуться особых специфических качеств, которыми должен владеть концертный исполнитель, выступающий именно в эстрадных жанрах. Эстрада любит актера, обладающего одновременно многими умениями, то есть синтетического актера. Тем самым для зрителя как бы компенсируется недостача внешней зр ...
Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...