Новое в педагогике » Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря » Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание "лоцмана книжных морей".

В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:

1. Психологическая помощь.

создать атмосферу доверия;

возможность отдохнуть, отвлечься;

помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;

помочь разобраться в себе;

развивать рефлексию;

вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка;

"вести за руку" в трудных нравственных ситуациях.

Психолого-педагогическая помощь.

вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой;

помогать осваивать новые интересные навыки, умения;

заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью;

формировать у них навыки здорового образа жизни.

Организационная помощь.

создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;

поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;

предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках.

Эстетически-художественная помощь.

влияние на эмоциональную сферу;

создание красоты, привитие чувства прекрасного.

Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему:

Выявлять и развивать способности ребят.

Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д.

Развивают эмоциональную сферу личности ребенка.

Формируют отношение к культурным традициям.

Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.

школьный библиотекарь психологический педагогический

Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами:

наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);

вербальными (рассказы, беседы, поэзия);

музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др.

Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.


Смотрите также::

Профессионально - педагогическое общение: понятие, виды, стили
Существуют разные подходы к определению педагогического общения. Рассмотрим некоторые из них. А.Н. Леонтьев дает следующее определение: "Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные п ...

Методологические и методические основы разработки программно-методического комплекса как дидактического средства
Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (ГОС НПО) активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элеме ...

Организация и техника научного исследования
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые н ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru