Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание "лоцмана книжных морей".
В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.
В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:
1. Психологическая помощь.
создать атмосферу доверия;
возможность отдохнуть, отвлечься;
помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
помочь разобраться в себе;
развивать рефлексию;
вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка;
"вести за руку" в трудных нравственных ситуациях.
Психолого-педагогическая помощь.
вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой;
помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью;
формировать у них навыки здорового образа жизни.
Организационная помощь.
создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках.
Эстетически-художественная помощь.
влияние на эмоциональную сферу;
создание красоты, привитие чувства прекрасного.
Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему:
Выявлять и развивать способности ребят.
Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д.
Развивают эмоциональную сферу личности ребенка.
Формируют отношение к культурным традициям.
Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.
школьный библиотекарь психологический педагогический
Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами:
наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);
вербальными (рассказы, беседы, поэзия);
музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др.
Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.
Смотрите также::
Влияние игровой деятельности детей дошкольного возраста на психическое
развитие
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально - закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре как в особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы челове ...
Профориентационная деятельность Межшкольного учебного комбината №4
Для более успешного самоопределения, самоактуализации, самореализации учащихся в профессиональной деятельности, необходимо взаимодействие всех органов и учреждений, которые оказывают профориентационные услуги. Одним из таких учреждений, который взаимодействует со школами, является межшкольный учебн ...
Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы по развитиюкоммуникативных способностей первоклассников
В данном параграфе определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Исследование этапов: Начальный (констатирующий) – получение информации об уров ...