Новое в педагогике » Оценка и отметка в гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили » Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили

Основные аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили

Страница 2

Отметки, не учебу детей стимулируют – они сохраняют власть учителя. Они так и были задуманы – они сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учеников в школах средневековья, но не для того, чтобы изгнать из школы физическое наказание вообще, а только для того, чтобы перенести часть этого дела и на родителей.

Но личностно-гуманный педагогический процесс в "Школе Жизни" – это не в коем случае не обучение традиционного типа, из которого просто изъяли отметки. Это качественно иной процесс, с другим компонентом – содержательной оценкой:

- В авторитарно-императивной педагогике из учебного процесса выпадает едва ли не самое главное – контроль и оценка. Они изымаются учителем. Он контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает суждение о результатах. Следствием этих операций является отметка, как проявление воли и единоличного мнения учителя. И отметка, искусственно вводимая с целью стимуляции учебно-познавательной деятельности, на самом деле вносит в нее страсть и неуверенность, а потому становится тромбом в нем.

У школьника в течение десяти лет не вырабатывается мотив контролировать, оценивать свои действия: его самооценки ни кому не нужны. Разве далеко отсюда до результата – воспитание человека, не надеющегося на себя, не уверенного в себе, со слаборазвитым чувством ответственности за свой труд, не умеющего защищать себя и других, глубокого и безвольного, социально-пассивного, с деформированным аналитическим суждением.

В гуманно-личностном образовательном процессе "Школы Жизни" целенаправленно выращивается способность оценочной и самооценочной деятельности: принятия или творения эталонов, образцов, присвоения способов оценочных сопоставлений, оценочных и самооценочных суждений, контроля и самоконтроля. А учительская оценочная деятельность утверждает успех и предотвращает от неудач. Все это упраздняет всякие формальные отметки и награды – цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные.

Смысл содержательной оценки можно понять в структуре учебно-познавательной деятельности ученика.

Школьник не сразу овладевает всеми основами современных научных знаний, умениями и навыками. Все это приобретается постепенно в процессе учения. В ходе учения школьник разрешает множество – учебно-познавательных задач, составляющих отдельные звенья длинной цепи научных знаний и процесса выработки умений и навыков.

Палитра учебно-познавательных задач достаточно многообразны. Но структура учебно-познавательной деятельности боле или менее общее для них. В ней выделяются следующие основные компоненты:

1. Осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

2. Построение плана ее разрешения;

3. Практическое разрешение задачи;

4. Контроль над процессом разрешения задачи;

5. Оценка результата в соответствии с эталоном;

6. Определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков.

Эталоны составляют основу оценочной активности, служат ее ориентиром. Без них оценка не может приобрести для школьника содержательный смысл. Эталоны – образец отдельных действий, операций, их результатов, образец самой учебно-познавательной деятельности и ее конечного результата. Он должен помочь школьнику найти ответ на вопросы: правильно ли я осуществляю деятельность; каково качество моей деятельности и ее результата; смог ли я овладеть знанием, как, с какой полнотой, овладел ли я этим умением (навыком), какого его качество и так далее.

Школьнику должны быть раскрыты не только эталоны, но и способы оперирования ими, то есть вся суть оценочной деятельности, которую обычно осуществлял педагог до того, как объявлял ученику свою оценку. Школьника надо научить, как самому оценивать свое продвижение в учении. Этот компонент должен быть сформирован в нем и как особая оценочная деятельность, и как важнейшая часть целостной учебно-познавательной деятельности.

При формировании содержательной самооценки особое значение приобретает раскрытие перед школьником смысла учебно-познавательной задачи. Школьник, как правило, ориентируется на внешние, а не на внутренние ее стороны. Действительной же целью учебно-познавательной задачи является преобразование самого школьника: его знаний, умений, навыков, способов деятельности. Если он решает математический пример, то результатом его учебно-познавательной деятельности будет не столько правильный ответ, сколько присвоение обобщенных способов решения примеров подобного класса, совершенствования определенных умений и навыков. Нахождение правильного ответа – скорее показатель продвижения школьника, нежели самостоятельно-значимый результат.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие ...

Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков
Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в ...

Организация интегрированного обучения и воспитания детей с РДА
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004) и Положением об интегрированном воспитании и обучении детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста (2002) интегрированное обучение дете ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru