Новое в педагогике » Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению » Сущность индивидуально - личностного взаимодействия

Сущность индивидуально - личностного взаимодействия

Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном поощрении воспитания коллективиста в коллективе и осуждении воспитания индивидуальности средствами парно – индивидуального взаимодействия.

Ортодоксально – коллективное воспитание, хотя и имеет в виде формирование каждой личности, всё же проходит мимо тончайших сфер психической жизни и свойств индивидуальности ребёнка. Общим характером воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки зрения общих нравственных свойств, но и ограничивая возможности творчески – индивидуальных проявлений. На общем фоне одних только коллективных отношений блекнет интимный мир каждого отдельного ребёнка, его натура не находит выхода общению, самоутверждению, обогащению. Как не парадоксально, но такое состояние воспитания обедняет ребёнка, противостоит действительности коллективности, суть которой во взаимообогащающих взаимодействиях здоровых индивидуальностей, личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально – парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.

В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее, эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее, светлее, человечнее. Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя. Его задача в том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том, чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально – личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого, взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в сложном деле самостановления.

Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей расслаивается на деловую и духовно – нравственную. Деловая цель состоит в том, что воспитатель делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и товарищества с воспитателем в совместном труде.

Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной симпатии наладить доверительный человеческий контакт, желание и стремление обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них – обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.

Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально–личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе».


Смотрите также::

Формирование умения содержательной оценки у учеников
В процессе формирования умения содержательной оценки у школьников мы различаем 3 основных линии: оценочная деятельность самого педагога (коррекция и стимулирование учебно-познавательной деятельности школьника, выражение положительного отношения к нему, веры в его возможности). Поначалу ребенок, пос ...

Организация и техника научного исследования
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые н ...

Формирующий этап опытно- экспериментальной работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции письменной речи на среднем этапе обучения немецкому языку»
Формирующий этап был основан на проведении системы уроков, направленных на формирование коммуникативной компетенции при обучении письменной речи. Данный этап предполагал наряду с использованием упражнений, предложенных автором учебника, применение дополнительных упражнений, направленных на формиров ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edumask.ru