Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса

Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса

Страница 1

Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продук­тивное, полезное, действенное.

Психология рассматривает эффективность с позиций характера взаимоотношений между личностью и социумом и определяет ее как «способность справиться с окружающей средой, быть компетентным».

Что же касается педагогической науки, то в ней проблема эффективности разработана гораздо слабее, несмотря на то, что она была поставлена еще в 30-е годы, а понятие эффективности, будучи включенным в систему всей педагогической теории, еще не приобрело достаточ­ной определенности.

Наиболее интенсивно эффективность изучается в дидактике общеобразовательной и профессиональной школы. С дидактической точки зрения, эффективность - это показатель того, как в процессе учебной и образовательной деятельности конкретные результаты преображаются в результаты, имеющие социальную значимость.

Установить эффективность - значит соотнести оцененные результаты с теми, которые приняты за предельно возможные.

В теории и практике воспитания термин «эффективность» первона­чально служил оценкой любого улучшения педагогического процесса. Поэтому в течение весьма длительного времени, когда речь шла об эффективности воспитательного процесса, рассматривались многочислен­ные компоненты воспитания, совершенствование которых повышало общий уровень образования.

По мере накопления эмпирических и теоретических данных стано­вилось все более очевидным, что эффективность воспитания не означа­ет простого улучшения отдельных компонентов воспитания, а является самостоятельным понятием, при помощи которого выполняется харак­теристика особого качества. В общем виде эффективность воспитательного процесса­ рассматривается в качестве показателя того, как в процессе воспитательной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость.

В педагогической науке накоплен определенный потенциал идей по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация - производное от латинского слова «оптимальный», означающего «наиболее благоприятный», «позволяющий достичь наи­лучших результатов».

Особое значение в создании предпосылок для проведения исследо­ваний по оптимизации в педагогике имеют теоретические работы Ф.Ф.Королева. Еще в 60-е годы Ф.Ф.Королев писал: «Будущее приве­дет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития ста­нут характерными для всех областей деятельности, будут руководящи­ми в медицине и в биологии, в экономике и в педагогике».

Получив свое развитие и продемонстрировав эффективность в учебном процессе, методика оптимизации неизбежно привлекла внимание исследователей проблемы эффективности воспитательного процесса. Так, в 70-е годы Н.И. Болдырев, разрабатывая теоретические основы эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечал: «На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает тенденция к оптимизации процесса нравствен­ного воспитания. Важно применять такие методы, которые обеспечи­вают оптимальное решение воспитательных задач».

Специфика воспитательной деятельности вносит свои коррективы в процедуру оптимизации, однако не исключает самой сути оптимизации - поиска наилучшего по результатам варианта при рациональных затратах сил, времени, средств. Вместе с тем обучение и воспитание, хотя и едины и неразрывны, но нетождественны, и каждый из этих процес­сов имеет определенную автономность. Так, у них разные доминирую­щие логики: у обучения - это логика познания, у воспитания - это логи­ка формирования отношений. Признание общей деятельностной основы в обучении и воспитании позволило найти единый подход и инструментарий к повышению их эффективности - оптимиза­ционный подход.

Э.Г. Костяшкин теоретическим фундаментом методики оптимиза­ции воспитательного процесса считает «систему принципов и условий, соблюдение которых обеспечивает наилучшие результаты при мини­мальных затратах педагогических сил, материальных ресурсов и време­ни учащихся».

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования
Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включив­шего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессио­нальное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное ...

Функции и цели обучения математическому моделированию в школе
Терешин Н. А. выделяет следующие дидактические функции ма­тематического моделирования: Познавательная функция. Методической целью этой функции является формирование познавательного образа изучаемого объек­та. Это формирование происходит постоянно при переходе от просто­го к сложному. Здесь мысль уч ...

Контроль языковых навыков и речевых умений в средней школе
Разным этапам обучения свойственны свои объекты контроля. В зависимости от объектов контроля выбираются приемы контроля. Основными объектами контроля согласно государственному стандарту основного общего образования являются: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных в ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru