Новое в педагогике » Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования » Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса

Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса

Страница 2

М.М. Поташник под оптимизацией воспитательного процесса применительно к общеобразовательным учреждениям понимает «выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не лю­бые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысше возмож­ные для конкретных условий воспитательные результаты без перегруз­ки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в со­ответствии с целями, поставленными обществом перед школой».

Предложенное определение может обусловить восприятие резуль­тата процесса оптимизации как идеального. Однако идеальный результат предполагает достижение вообще наивысших результатов, то есть, применительно к процессу воспитания, наличие у всех учащихся уров­ня воспитанности всесторонне развитых и всесторонне подготовленных молодых людей. Оптимальный же результат - не вообще наилучший, а максимально возможный: а) для данных конкретных условий и возмож­ностей педагогов; б) на данном этапе, то есть с учетом реально имеющегося уровня воспитанности учащихся; в) исходя из особенностей лично­сти учащегося, его реальных возможностей; г) с учетом реальных уме­ний, навыков, особенностей конкретного педагога или педагогическо­го коллектива.

Необходимость анализа с научных позиций соотношения понятий «эффективность» и «оптимизация» обусловлена имеющим место отождествлением их не только друг с другом, но и с понятиями «рационализация», «модернизация», «совершенствование», «интенсификация».

Рационализация процесса воспитания подразумевает более целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Модернизация означает обновление содержания, форм, методов воспитания, приведе­ние их в соответствие с современными требованиями. Совершенствова­ние может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации и всегда означает частичное, избирательное улучшение процесса.

Эффективность воспитания, как правило, отождествляется с повышением его результативности, зачастую независимо оттого, каким пу­тем были достигнуты более высокие результаты. Оптимизация же предполагает достижение эффективности не любыми средствами, а «наибо­лее выгодным для конкретной ситуации комплексом мер». Кроме того, эффективность не требует достижения максимально воз­можного качества, а для оптимизации это обязательное условие.

Осуществленное нами соотнесение сущности понятий «эффектив­ность воспитательного процесса» и «оптимизация воспитательного процесса» позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитатель­ного процесса есть одна из составляющих его оптимизации.

Переходя к трактовке ос­новного понятия нашего исследования - «эффективность воспитатель­ного процесса в учреждениях начального профессионального образо­вания», - необходимо обратить внимание на сложность и многоаспектность данного понятия, которые обусловлены, в частности, неразрыв­ной связью воспитания с обучением и развитием личности (в нашем слу­чае - личности будущего молодого специалиста).

Понятия «обучение», «воспитание» и «развитие» в совокупности со­ставляют понятийное поле интегративной категории «образование». Следовательно, на семантическом уровне эффективность воспитатель­ного процесса в учреждениях начального профессионального образо­вания, рассматриваемого как процесс формирования личности будущего молодого специалиста, может быть наилучшим образом выявлена путем соотнесения исследуемого понятия с базовым поняти­ем «эффективность образования».

Проанализировав различные точки зрения, мы выбрали в качестве опорного для трактовки понятия эффективности образования опреде­ление, даваемое П.И. Пидкасистым. Эффективность образования рас­сматривается ученым как «оценочная категория, характеризующая ре­зультаты образовательной деятельности по критерию их соответствия поставленным целям».

Это позволило нам определить эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования как достижение соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в каче­стве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.

Однако число исследований, ориентированных на решение проблемы выявления педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, сегодня явно ограничено.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: - являются источником информации; - р ...

Процесс контроля за уровнем воспитанности учащихся
Одним из критериев определения качества воспитательного процесса является уровень воспитанности. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, средний, низкий. При контр ...

Дидактические принципы математики
Общие положения Дидактические принципы – исходные положения теории обучения, выражающие основные закономерности процесса обучения. Они определяются целями обучения и воспитания, потребностями общественного развития, особенностями учебной деятельности учащихся различных возрастов. Дидактические прин ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edumask.ru