Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 5

Как уже было отмечено, все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. Но далеко не все студенты умеют вести диалог или построить монолог. Диалог у них часто превращается в спор, а монолог — в косноязычный лепет. Задача преподавателя - научить студентов тому и другому, ибо они приходят учиться не только для того, чтобы приобрести профессиональные навыки и умения, но и для того, чтобы научиться нелегкому искусству человеческого общения.

Кроме того, несмотря на практически одинаковые стили общения в школе, вузе и техникуме, педагогическое общение в вузе и среднем специальном учебном заведении в системе «преподаватель — студент» качественно отличается от взаимоотношений в ходе школьного обучения» [49, с. 260], ибо «основная задача — формирование личности специалиста — обусловливает взаимодействие педагогов и студентов.

Итак, преподаватель вуза или техникума предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия преподавателя и студенческого коллектива, содержанием которого является обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым. И здесь, важнейшим условием того, чтобы педагогическое общение было эффективным, является соблюдение закона целесообразности, а также доверие студентов к преподавателю, его честность, требовательность и справедливость.

Подводя итоги, скажем, что достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

К сожалению, объем нашей работы не позволяет более подробно рассмотреть все факторы эффективности общения преподавателя и учащихся, однако мы постарались выделить и описать, как нам показалось основные из них.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Смотрите также::

Мужская одежда. Рубахи
У русских старожилов Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. мужские рубахи выполняли функцию нательного платья. Их носили под зипунами, кафтанами, подоболочками и прочей верхней одеждой, надевая поверх штанов и обязательно подпоясывая поясом. Обычай заправлять рубаху распространился не ра ...

Методика проведения физкультурных занятий, игр и физических упражнений на прогулке в старшей группе детского сада
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей используются различные формы двигательной активности. В зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей детей и других условий определяются формы деятельности детей. Так, в теплый период года предпочтение отдается обучению дет ...

Состояние агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта
Для определения уровня развития агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта мы использовали с детьми второго и третьего класса блок психодиагностических методик: 1) изучение личных дел учащихся; 2) методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; 3) интерпретативная проективная методик ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edumask.ru