Новое в педагогике » Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся » Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Критерии эффективности общения преподавателя и учащихся

Страница 2

Еще одна важная характеристика эффективного педагогического общения состоит в том, что оно всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента, проведенного в американской школе психологом Р. Розенталем и ставшего по существу классикой педагогики. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, способностей, умственного потенциала, развития памяти и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Что стоит за этим фактом? Не что иное, как зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Во-первых, учитель начинает верить, что ребенок в самом деле способный, и смотрит на него уже совсем иначе, вскрывая в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Заметив однажды какие-либо способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку, что, в свою очередь, стимулирует положительное отношение ребенка к себе, укрепляет веру в свои силы. Во-вторых, веря в «открытый им самим» потенциал, учитель, вероятнее всего, будет рассчитывать на ребенка как на наиболее способного в учебе, что не замедлит проявиться в его взаимодействии с учеником, в организации заданий, позволяющих проявить его способности.

В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона» Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.

Говоря о факторах эффективности общения нельзя не упомянуть и о стилях педагогического общения. Подробно этот вопрос описан в предыдущих разделах. Здесь же лишь отметим, что с помощью многочисленных исследований и экспериментов было установлено, что наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учениками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

Существенное влияние на эффективность в общении оказывают параметры самосознания и особенно самооценка. Как свидетельствуют данные, полученные Р. Уайли, в обзоре работ по проблемам самосознания, в большинстве эмпирических исследовании, в которых изучалась связь отношения к себе и отношения к обобщенному другому, обнаружив положительная зависимость между этими переменными.

Трудно эффективно решать проблему повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе, не зная его реальных ценностных ориентаций — как в целом, так и на уровне его конкретных представителей. Продуктивность педагогического общения во многом зависит от знания этой ситуации. А.А. Реаном была изучена система приоритетов в межличностных ценностных ориентациях на примере групп учащихся профтехучилищ (А.А. Реан, 1990). В результате исследования им были сделаны выводы о том, что можно повышать уровень межличностных отношений в коллективе, используя в качестве опоры уже имеющиеся у его членов представления о системе положительных качеств личности.

Г.И. Метельский, используя методы математической статистики, выявил тесные взаимосвязи между уровнем понимания учителем личности ученика и такими коммуникативными умениями, как установление эмоционального контакта со всем классом и отдельным учеником, создание на уроке атмосферы взаимопонимания и доверия, выбор нужного тона и формы общения с учащимися, управление чувствами и мыслями учащихся. М.-И.Я. Педаясь указывает на эмоциональность учителя, как важнейшего фактора воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, считая, что именно от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует, побуждает к действиям, активизирует мыслительную деятельность, концентрирует внимание, положительно влияет на память.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Советская система дошкольного образования
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошк ...

Психологический аспект формирования у учащихся коммуникативной компетенции письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе
Средний школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей подростков на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Характерной особен ...

Анализ учебной литературы для начальной школы
Составителями учебников предусмотрена работа по обогащению, уточнению, активизации словаря. Поэтому, рассматривая работу со словом, невозможно не остановиться на анализе тех пособий, которые являются одним из основных средств развития речи учащихся начальных классов. Как показывает анализ учебников ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru