Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, двусложные, со стечением и т.д., последовательно обследуются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отраженно за логопедом, ответить на вопросы.
Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, состоящие:
из разных гласных и согласных, например, «ка – ту – бо»;
из разных согласных, но одинаковых гласных, например, «ка–га – да»;
из разных гласных, но одинаковых согласных, например, «та–то – ту»;
из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (акцентированные) па – па – па, да – да – да, па – па – па.
В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры. Цель исследования:
1. Выявить те частотные классы слов, слоговая структура которых сохранна в речи ребенка.
Выявить те классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребенка.
Определить тип нарушения слоговой структуры слова.
Виды нарушения слоговой структуры слова. По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень ОНР.
1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1–3 классов (по Марковой).
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
1 класс – двусложные слова из открытых слогов: вода, муха, зубы 2 класс – трехсложные слова из открытых слогов: собака, ягоды, молоко
3 класс – односложные слова: мяч, дом, нос.
2) Инструкция: «Назови картинки».
1 класс: 2 класс: 3 класс:
лыжи машина кот
мыло лопата лес
пила корова нож
Критерии оценки: 4 балла – четко воспроизводит слоговую структуру всех слов. 3 балла – воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно. 2 балла – произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает. 1 балл – большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов. 0 баллов – искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке
2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4–6 класса (по Марковой).
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
4 класс–двусложные слова с закрытым слогом: веник, утюг, паук.
5 класс–двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо.
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, поднос, компот.
2) Инструкция: «Назови картинки»
4 класс: 5 класс: 6 класс:
лимон мышка фартук
топор кошка альбом
пенал вилка тетрадь
Критерии оценки: 4 балла – верно повторяет слова и называет картинки. 3 балла – воспроизводит слоговую структуру правильно, напряженно, замедленно. 2 балла – произносит скандированно, со второй попытки. 1 балл – большинство слов воспроизводит, искажая слоговую структуру. 0 баллов – некоторые слова отказывается повторить и назвать картинки, остальные искажает по структуре и звуконаполняемости.
3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7–9 класса (по Марковой).
1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, помидор, ананас
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, ананас
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, кузнечик, осьминог
2) Инструкция: «Назови картинки».
7 класс: 8 класс: 9 класс:
телефон конфеты памятник
огурец рубашка цыпленок
самолет котлеты карандаш
Критерии оценки: 4 балла – верно повторяет слова и называет картинки. 3 балла – воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками. 2 балла – слоговая структура воспроизводится в замедленном темпе. 1 балл – искажается слоговая структура большинства слов. 0 баллов – отказывается повторить некоторые слова и назвать отдельные картинки. Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.
Смотрите также::
Теории развития эмоций
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, ...
Задачи воспитательной направленности
продолжать формировать бережное отношение к миру природы; формировать бережное отношение к недрам нашей Земли; формировать эмоционально – доброжелательное отношение в процессе общения с живыми существами; воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддержи ...
Своеобразие и виды уроков изобразительного
искусства
Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредс ...