Любой акт взаимодействия с учеником есть решение творческой задачи. Поэтому, рассмотрим следующий аспект: творчество учителя в процессе организации учебной информации и общения его с классом. Это может быть и монолог, и доверительный диалог, располагающий собеседников к соразмышлению и сопереживанию. Способы подачи учебной информации в определенной системе общения имеют огромное значение. Творчество проявляется и в другом — в умении познать личность ребенка и разобраться в ней. В данном случае речь идет о творчестве в процессе познания учащихся.
Еще один важный срез творчества педагога: творческое выстраивание взаимоотношений.
Психолог К.П.Волков в книге «Психологи о педагогических проблемах» изложил следующие требования, которые предъявляют ученики к учителю в качестве обязательных условий для возникновения чувства доверия к педагогу: контактность, умение легко и чутко вступать в общение с детьми самого различного психического склада; демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности каждого ученика с необходимой требовательностью; понимание, терпение, разнообразие интересов, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию.
Таким образом, творчество в организации взаимоотношений неизбежно предполагает умение точно понимать ребенка, не планировать общение с ним сверху вниз, а добиваться реализации единства психологического равенства и преимущества перед воспитанником, перестраивать взаимоотношения в соответствии с задачами педагогического процесса.
Еще одним важнейшим элементом в системе общения является - слово. Однако и эктосемантическая (от гр. ektos — «вне, снаружи») информация (жест, поза, взгляд, интонация, громкость голоса, тембр, темп, паузы, и т. п.) также является средством общения, в том числе и педагогического.
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко заботился не только о содержании своих требований, но и форме и тоне их предъявления: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».
В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко, призывал педагогов управлять тоном своего обращения к учащимся. В частности, он советовал обращаться к ним не специальным тоном, который, быстро вызывает у ребят усталость, а тоном обычного разговора. Это же относится и к нашим условиям. Настоящий преподаватель, руководствуясь советами В. А. Сухомлинского, делает то, что подсказывают «ему мудрые размышления, а не то, на что его толкает сиюминутное скоропреходящее настроение».
Чрезвычайно важную роль в педагогическом общении играет словесный такт, т. е. способность выбирать жанр общения. Словесный такт является составной частью культуры речи преподавателя и в целом его педагогического такта. Слово преподавателя должно быть всегда весомо, значимо и никогда не расходиться с делом.
В.А. Сухомлинский резко критиковал пустословие: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого человека, с которым мы имеем дело, .чтобы не было обесценивания слов, а наоборот, чтобы цена слова постоянно возрастала».
Данное слово - это закон перед самим собой. Это первое правило преподавателя, осуществляющего правильное педагогическое общение.
Уместно здесь вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который говорил: «Слово - не хлыст, слово учителя должно утешать».
Несколько иными будут факторы эффективности общения преподавателей со студентами. Можно предположить, что большинству преподавателей высших и средне специальных учебных заведений хорошо известно, что такое педагогическое общение. В самых общих чертах — это вежливое общение преподавателей друг с другом и со студентами, которое способствует выполнению главной цели - выпуску высококвалифицированных специалистов и достойных граждан нашей страны. Поскольку не всегда удается достичь этой цели, необходимо рассмотреть этот момент несколько подробнее.
Как уже было отмечено, и в отечественной и в зарубежной психологии, уделялось много внимания вопросам педагогического общения, однако проблема педагогического общения рассматривалась, в основном, в плане общения учителя школы и учеников. Что же касается высших и средне - специальных учебных заведений, то здесь эта проблема менее разработана.
Смотрите также::
Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. ...
Рекомендации по совершенствованию профессиональной ориентации в
общеобразовательных учреждениях г. Красноярска
В ходе анализа системы профессиональной ориентации школьников, можно выделить следующие проблемы: 1. Отсутствие единой системы профессиональной ориентации школьников; 2. Минимальная роль государства в управлении и планировании трудовых ресурсов; 3. Искусственное увеличение числа служб, предоставляю ...
Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и
профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических. По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий. Таблица 2 Список терминальных ценностей 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4 А ...