Новое в педагогике » Внеклассная работа по литературе как средство личного развития » Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Сценарий уроков по романам писателей-фантастов

Страница 3

3. Обратитесь к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Что можно сказать о герое, исходя из того, что описание жилища и внешности вводятся автором для того, чтобы усилить какие-либо черты характера?

4. Сравните двух ученых (их отношение к науке, к людям, черты характера). Сделайте выводы. Дети в своих ответах в числе прочего отметили следующее: нельзя пользоваться результатами чужого труда; профессор Керн идет на преступление ради достижения своих целей, он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам. Аренда вилочных погрузчиков 3 тонны rentlift.ru.

5. Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн. Почему раздел, который мы изучаем, называется «Осторожно: наука!»? Здесь как нельзя кстати пришлись слова Ш. Холмса, произнесенные им в известном рассказе А-К. Дойла «Пестрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек! Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания .”»

6. Напишите мини-сочинение, в котором нужно высказать свое мнение о проблеме, затронутой автором. В своей работе расскажите о том, что вас больше всего удивило, обрадовало, возмутило, что заставило задуматься, какие чувства вы испытали, познакомившись с произведением.

Другая проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме был посвящен урок, главной целью которого было выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения. Он носил название: «Почему рассказ Р. Бредбери «И грянул гром» называют рассказом-предупреждением»?

Занятие началось с беседы, выясняющей восприятие содержания прочитанного. Дети стали задавать вопросы, которые возникли у них в ходе чтения рассказа. Свои объяснения учитель начал с вопроса: почему Экельсу нельзя было сходить с тропы, какие последствия это могло вызвать? Дети подробно высказались по этому поводу и подтвердили свои предположения примерами из текста (помятая трава, убитая мышь – это недопустимо, это может привести к непоправимому в Будущем .). После анализа поступков Экельса был сделан вывод: он совершил преступления (струсил, бросил товарищей и сошел с тропы, не подумав о предупреждении Тревиса.) Для того, чтобы наглядно представить себе последствия поступков Экельса, проанализировали содержание объявления, поведение и настроение людей в начале и в конце рассказа. Так кольцевая композиция помогла понять замыслы автора:

- объявление, написанное грамотно;

- доброжелательная атмосфера, люди хотят выбрать доброго президента;

- путешествие в Прошлое;

- охота;

- трусость Экельса;

- уход с тропы;

- изменение атмосферы в прямом и переносном смысле: удовольствие от победы диктатора на выборах;

- объявление с ошибками как следствие всеобщей неграмотности.

На данном этапе работы эффективным средством активизации мыслительной деятельности будет применение эргономики. Можно предложить с помощью графических символов передать последовательность изложения событий. Это позволит объемно и целостно воспринять произведение, более отчетливо понять замыслы автора. После такой работы уместно предложить вопросы и задания обобщающего характера:

- Что хотел сказать автор своим произведением?

- О чем вы задумались, прочитав и обсудив рассказ?

- Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возникли интересные мысли по поводу прочитанного, и вам хотелось бы поделиться впечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работе придумайте сами.

Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся различны. Один из эффективных и действенных – применение эргономики при анализе произведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно, целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделать какие-либо заключения без особого труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Возникновение и развитие дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скорог ...

Типы и структура учебных заданий по математике с элементами историзма
Что же такое учебное задание? На этот вопрос можно ответить с точки зрения учебной деятельности. Её «основным структурным компонентом является учебная задача. Цель этой задачи – развитие обучающегося, подведение его к овладению обобщенными (основными) отношениями в рассматриваем области, к усвоению ...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников
"Концепция дошкольного воспитания" (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) - ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через "…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих воз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru